Эффект рингельмана: общие сведения, пример и формула для рассчета
Содержание:
- Причины «общественной лени»
- Мнение эксперта
- Эффект Рингельмана
- Исследования эффекта
- Эффективность в группе: как повысить?
- Вторая странность
- Образование
- Дальнейшие исследования: причины эффекта и пути преодоления
- Как преодолеть эффект профессора Рингельмана
- Масштаб проблемы
- Причины результатов
- Карьера
- Автор и его эксперимент
- Эффект Рингельмана
- Повышение эффективности в группе
- Мнение эксперта
- Эффект невмешательства свидетеля
- Эмпирическая поддержка
Причины «общественной лени»
Если признаки лени проявляются в небольшом коллективе, выяснить причины несложно. Но если команда из нескольких десятков человек снизила работоспособность, для начала нужно выяснить причину этого явления:
- Снижение личной обязательности за результаты индивидуального труда.
- Невозможность четкого координирования процесса.
- Появление различных конфликтных ситуаций в коллективе.
- Усталость сотрудников, необходимость в отдыхе.
- Разнополость: мужчины проявляют социальную лень намного чаще, чем женщины.
- Менталитет (искушение переложить часть своей работы на коллегу).
- Равное отношение ко всем (для эффективной работы некоторым требуется постоянная похвала, а кто-то начинает эффективно работать после хорошей «взбучки»).
Тем не менее, выделять личные успехи каждого члена команды необходимо.
Мнение эксперта
Даниил Хломов, кандидат психологических наук, психотерапевт, президент общества практикующих психологов «гештальт-подход», президент Ассоциации русскоязычных гештальт-институтов
НОВЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ
Описанный в статье эффект Рингельмана – нарастающая пассивность людей в больших коллективах – очень ясно показывает перспективный путь развития человеческой цивилизации. Это новый индивидуализм – когда действительно эффективной и для себя и для общества является индивидуальная деятельность. Частнопрактикующий психолог гораздо эффективнее психологического центра. По поводу пассивного отношения к жизни могу сказать, что часто этот упрек клиенты адресуют психотерапевту, особенно если это люди, с трудом переносящие напряжение неопределенности. И зачастую сложности их ситуаций бывают вызваны именно беспорядочным необдуманным реагированием. Чаще всего окружающие упрекают в безделье, потому что недовольны тем, чем человек занят, а также неудачно пытаются им управлять.
Редактировал: Олег Мартынов
Эффект Рингельмана
В 1927 году была проведена серия очень любопытных экспериментов, результат которых сейчас не часто вспоминают. А зря. Результаты этих опытов остались в психологии под названием «эффект Рингельмана».
Эксперименты заключались в следующем. Брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого – фиксировали максимальный вес, который он «потянул». После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь.
Ожидания были понятны: если один человек может поднять – условно – 100 кг, то двое должны вместе поднять либо 200, либо – еще больше. Ведь мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, уже существовало. И до сих пор существует и активно поддерживается.
Но – увы! Двое людей поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь уже лишь 49%.
Проверили результаты на других заданиях. Например – на перетягивании каната. И опять – тот же результат. Увеличивали численность групп – процент только падал.
Причина – ясна. Когда я рассчитываю сам на себя, я прилагаю максимум усилий. А в группе можно и сэкономить силы: никто ж не заметит, как в истории о жителях деревни, которые решили на праздник налить себе бочку водки. С каждого двора – по ведру. При разливе обнаружилось, что бочка полна чистейшей водой: каждый принес ведро воды, рассчитывая, что в общей массе водки его хитрость не будет замечена.
Читатель постарше, конечно же, вспомнит конец СССР, когда все вместе вроде бы строили светлое будущее, а усилия каж дого в этом строительстве были не заметны никому.
При чем тут пассивность? А при том, что, когда я действую, я волей-неволей свои усилия запоминаю и фиксирую для себя. В дальнейшем прикладываю именно столько или еще меньше. Формируя пассивное отношение к делу, в которое вовлечен вместе с другими сам.
Соответственно – в случае социальной пассивности мы можем сказать, что мы отлично понимаем ее происхождение и то, что она приводит в итоге к падению результатов до нуля. Не сразу – инерция великая вещь. Но – все же.
Нужно сразу сказать: никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Можно обчитаться заклинаниями от «гуру командной работы», но чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять человеку.
«А делать-то что?» – спросите вы. Ведь есть вещи, которые нужно делать всем вместе, один просто не справится.
Если вы руководитель коллектива, который имеет общую цель, помните: невозможно полностью устранить социальную пассивность. Но можно ее максимально снизить. Как – ответ мы уже дали: нужно уменьшать размер групп. Не призывать всех идти дружным строем, а распределять задачу на отдельные блоки, с которыми небольшая группа справится.
А если вы сами за себя, то помните, что ваша пассивность (вне зависимости от вашего желания) увеличивается, когда вы воспринимаете свое за нятие (хоть просмотр кино, хоть строительство космического корабля) как дело не свое личное, а очень многих. Берете на себя ответственность за немногое – достигаете больше.
Опять мы пришли к понятию ответственности. И не случайно. Пассивность и активность связаны именно с ним, а не с какими-то врожденными качествами вроде темперамента.
Глядя по сторонам, мы все чаще видим, что небольшие, но активные группы управляют жизнью групп больших. И в политике, и в экономике принцип «историю делает активное меньшинство» – все более очевиден. Задумайтесь, где вам хотелось бы оказаться. Ведь возможности для такого выбора предоставляются постоянно.
Исследования эффекта
В 1974 году изучением эффекта Рингельмана занимался Алан Ингхам. Учёный и его коллеги наблюдали за двумя типами групп: псевдогруппы и группы, соответствующие стандартам Рингельмана.
Псевдогруппы состояли из подставных участников и единственного испытуемого. От помощников исследователей требовалось лишь создавать видимость усердного труда (что лишало команду согласованности), в то время как единственный действительно исследуемый объект ощущал себя участником настоящей групповой работы.
Результат показал, что команда с реальными участниками сработала значительно хуже, чем группа с единственным прилагающим усилия человеком. Так А. Ингхам доказал, что снижение уровня мотивации — более вероятная причина падения результативности, нежели несогласованность действий.
В 1985 году исследователи Стивен Харкинс и М. Джексон установили: люди работали значительно усерднее, если полагали, что их личный результат будет подвержен оценке. Продуктивность падает при снижении доли ответственности. Это подтвердил и Дж. Суини. Участники поставленного им эксперимента усерднее крутили педали велотренажёра, если были уверены, что важен их личный результат, а не результат группы.
Феномен проявляется не только в работе требующей сугубо физической силы, но и в других сферах человеческой активности. Например, С. Харкинс, Бибб Латане и Киплинг Уильямс опытным путём установили: человек издаёт в три раза меньше шума, если пребывает в уверенности, что вместе с ним кричат и хлопают ещё пятеро участников эксперимента.
В 1989 году Кристофер П. Эрли решил исследовать особенности поведения представителей индивидуалистических (западных) и коллективистских (азиатских) культур. Для представителей азиатских культур групповые цели являются более важными, чем индивидуальные. Западные народы, наоборот, большее значение предают индивидуальным целям. Испытуемыми стали менеджеры из США и Китая.
Результат показал, что, как и ожидалось, азиаты проявляют меньше социальной лености, нежели испытуемые из США.
Эффективность в группе: как повысить?
Согласно полученным данным, эффект Рингельмана значительно снижает эффективность группы при выполнении общих задач. Для его преодоления руководством групп используются различные методы для улучшения координации и повышения мотивации.
На практике такие задачи часто ставятся перед HR-специалистами компаний, ведь от эффективности работы предприятия зависит получаемая прибыль. Именно для этого используются всевозможные бизнес-тренинги, технологии мотивации персонала, командообразующие игры и в целом корпоративная культура. Правда, не всегда эти технологии внедряются умело.
Результаты исследований показали, что эффективно работают те группы, где соблюдены следующие правила:
каждый член группы несет индивидуальную ответственность и понимает важность задания;
в группе высокая сплоченность;
результаты работы доступны всем;
каждый осознает свою индивидуальную значимость в общей задаче.
На практике все это довольно трудно внедрить в больших корпорациях. Корпоративная культура может дать работнику ощущение, что он является частью чего-то большего, эффективное управление должно включать в себя четкое распределение задач и донесение до каждого его роли в общей миссии. Но в большом коллективе с множеством сотрудников на идентичных должностях порой трудно почувствовать свою индивидуальную значимость. Те компании, которые этого добиваются, создают комфортную атмосферу в группе и дают каждому сотруднику почувствовать себя личностью, выполняющую важную роль, имеют самый большой успех и максимальную прибыль. Это большая работа, но она того стоит.
Список использованной литературы:
- Ringelman Effect. https://psychology.iresearchnet.com/social-psychology/group/ringelmann-effect/
- “Управление персоналом”. Словарь-справочник. Эффект социальной лени (Эффект Рингельмана). https://psyfactor.org/personal/personal25-06.htm
- “The psychological theory that explains why you’re better off working solo” By Tobias van Schneider, November 30, 2016 https://clck.ru/GCWhj
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Вторая странность
Ведь понятно же, что быть пассивным – невыгодно. Так почему же многие люди себя так ведут? Или все-таки выгодно? Тут нужно провести четкую грань.
Есть личная пассивность человека, которую он проявляет сам по себе, наедине с собой, вне вовлечения в групповую деятельность, и у нее есть вполне положительные стороны: экономия психической энергии, несовершение лишних движений. В даосизме принцип «недеяния» вообще очень правильный этически. Зачем тратить себя, ведь «весна приходит – и трава прорастает безо всяких усилий от человека».
Когда вы истощены психически или устали, такая экономия (не буду ничего делать, пусть все идет само по себе) вполне себе может оказаться полезной. Как на больничном после перенапряжения на работе в течение двух-трех месяцев. Но нужно помнить, что если речь не идет о восстановлении сил, то пассивность может перестать быть полезной, а к ленивому ничегонеделанию – привыкаешь бы стро. К тому же психологически пассивное поведение очень комфортно: ведь, ничего не делая, согласно народной мудрости ты не ошибаешься, а значит – и ругать себя не за что. И есть пассивность «групповая», «социальная». С ней сложнее.
Откуда таковая берется? Сейчас мне придется немного разочаровать сторонников коллективизма и «командной работы».
Образование
После окончания парижской государственной школы, Рингельман учился в Институте национальной агрономии (National Institute of Agronomy), где проявил себя весьма выдающимся учеником. Он также посещал вечерние курсы Эрве Мангона по сельской инженерии в Национальной консерватории искусств и ремесел (Национальная консерватория искусств и ремесел). (Шарль-Франсуа Эрве Мангон (1821–1888) получил образование инженера-строителя, но его интерес сместился в сторону сельского хозяйства, где он изучал ирригацию, дренаж, удобрения и т.д.)
Рингельман также посещал курсы в École Nationale де Ponts и др Chaussées (Национальная школа мостов и дорог), гражданской инженерной школы.
Дальнейшие исследования: причины эффекта и пути преодоления
В 1970-е годы специалисты снова стали проявлять интерес к работам Максимилиана Рингельмана. Они решили повторить опыты учёного и пришли к аналогичным выводам.
Экспериментами в этой области занимались К. Уильяме, Ст. Харкинс, Б. Латайне и другие исследователи.
Дополнительные данные привели к выводу, что феномен проявляется и в случае, когда, перетягивая канат действительно прилагает усилия только один из участников команды, а другие — подставные — претворяются, что тянут вместе с ним.
В исследовании занятно то, что оно убирает из причин недостаток координации между членами группы, ведь подставные участники коллектива физически не прилагали усилий в деятельности. Так была определена центральная роль мотивации в работе группы.
Представляет интерес и то, что те, кто имел раньше опыт в командных видах спорта, не продемонстрировали подобного эффекта.
Специалисты пытаются обнаружить способ, который позволил бы полностью преодолеть данный феномен, но на текущий момент действенных методов ещё не выявлено.
Можно неплохо “сбить” эффект через:
- Общее число членов рабочей группы: чем оно выше, тем значительнее проявляется социальная лень;
-
Оценка другими участниками деятельности индивида: чем вероятность её ниже, тем эффект более существенный.
Когда оценка группы значима, то проявляется социальная фасилитация, то есть личность активизируется, предполагая общественное осуждение, а также из-за потребности похвалы и признания. Анонимность устраняет подобный эффект;
- Личная ответственность участника: чем она больше, тем эффект Макса Рингельмана ниже;
- Единство и организованность коллектива: если все действующие лица — не чуждые друг другу личности и находятся в дружеских отношениях, то проявляется «чувство локтя», ведь не подобает подводить товарищей. В такой ситуации социальная лень понижается;
- Культурная среда и мироощущение индивида: те сообщества, где важными и определяющими считаются личные достижения, содействуют повышению социальной лени;
- Половое различие: эффект Максимилиана Рингельмана у женщин проявляется ниже, чем у мужчин.
Рассмотрим факторы, позволяющие сократить эффект Рингельмана:
Индивидуальная вовлеченность каждого члена группы, его личная ответственность за результат;
Важность и значимость предложенной для выполнения задачи или проблемы, о которой знают все участники группы;
Обнародование итогов и персональных результатов: всем станет известно кто и какой вклад внёс каждый участник команды.
Как преодолеть эффект профессора Рингельмана
Точных методов борьбы с «общественной ленью» не найдено, однако варианты от ее избавления предлагаются:
- Создать оптимальный размер команды (чаще всего называется цифра 9).
- Контроль численности людей в группе. При выполнении определенных видов заданий коллектив может увеличиваться до непродуктивных размеров.
- Позволять каждому участнику группы почувствовать свою значимость в коллективе. Люди, которых поощряют, начинают прикладывать больше усилий для развития общего дела. Ощущая собственную необходимость, члены группы не будут надеяться на подстраховку коллег.
- Ставить перед сотрудниками четкие цели (ясность ситуации позволит каждому члену команды работать четко и уверенно)
- Мотивацию необходимо постоянно подкреплять (особенно если команда больших размеров)
- Периодические индивидуальные беседы, помогающие выявить личные проблемы и направить сотрудника в нужное русло.
Сплоченность команды целиком зависит от хорошего руководителя, обладающего способностью к организации эффективной работы коллектива.
Несмотря на многочисленные усилия психологов и научных исследователей, эффект Рингельмана преодолеть полностью не удалось. Чем шире группа, тем большую социальную пассивность демонстрирует каждый из участников.
Масштаб проблемы
В 1927 г. француз Макс Рингельман в результате ряда экспериментов сделал интересное открытие: если, работая один, человек выкладывается на все 100%, то в группе из трех человек его продуктивность снижается до 86%, а в команде из восьми членов — до 51%. По опросам руководителей, с эффектом социальной лени знакомы практически все работодатели.
«Большинству руководителей приходится сталкиваться с проблемой, когда коллективные усилия приносят значительно меньший результат, чем индивидуальная работа, и мы в этом не исключение, — рассказывает Илья Кузькин, партнер консалтинговой компании Crystal Estate. — Несмотря на высокую трудоспособность квалифицированного персонала, искушение переложить часть своей работы на другого очень велико».
И если при индивидуальной работе сделать это непросто, так как каждый отвечает за себя сам, то, работая в команде, можно хотя бы попытаться облегчить свой труд за чужой счет. Так, например, при выполнении проекта всем отделом, сотрудники расслабляются, а некоторые из них и вовсе перекладывают ответственность на других, более активных членов команды. Лениться и халтурить люди начинают, если знают, что в случае острой необходимости их работу может сделать за них другой человек.
Примечание. Считается, что:
- чем ниже ответственность за результат, тем выше социальная лень;
- социальная лень выше, если члены группы соперничают друг с другом;
- чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
- члены коллективистических культур (японцы, китайцы) проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур (американцы, европейцы);
- женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины;
- чем выше у сотрудников уровень удовлетворенности трудом сотрудников, тем ниже их социальная лень.
«Подобный эффект можно наблюдать на собраниях с большим количеством людей (планерках, мозговых штурмах и т.д.), — говорит Геннадий Нагорнов, директор по развитию рекламного агентства Positive Media. — Всегда есть те, кто проявляют себя мало или не проявляют совсем».
Однако самым ярким примером данного явления, по мнению Марины Мироновой, начальника управления по работе с персоналом инвестиционной компании «Велес Капитал», заместителя генерального директора HR-компании «Велес Персонал», является прием новых сотрудников в коллектив. По сути, пропорциональное увеличение штата не повышает производительность коллектива. Расширив штат на 50% от текущей численности персонала, можно поднять производительность максимум на треть.
Причины результатов
На самом деле все просто, если человек сам выполняет задачу – он может рассчитывать только на себя, но в коллективной работе уже силы экономятся, это и есть эффект Рингельмана. Пример — известная история о жителях одной из деревень. Как-то они решили выставить на всеобщий праздник бочку водки, с условием, что каждый принесет по ведру от себя. В итоге получилась, что ее наполнили обычной водой. Это произошло, поскольку каждый решил схитрить, думая, что все остальные принесут алкоголь, и на этом фоне его хитрость с водой не заметят.
Таким образом, эффект Рингельмана заключается в том, что в группе проявляется всеобщая пассивность. Действуя, человек фиксирует величину своих усилий, и когда работа разделяется между группой людей, можно прилагать меньше усилий. Иными словами, при проявлении социальной пассивности результаты будут падать, пока не достигнут отметки ноль. По инерции, конечно, сначала труд будет выполняться сравнительно качественно, но видя, как партнер уменьшает свои усилия, никто не захочет стараться с прежним рвением.
Карьера
Начиная с 1881 года, Рингельманн читал курс по инженерному делу в сельской местности в Национальной школе сельского хозяйства в Гран- Жуане , Нозе , Франция . К 1883 году он вел еженедельную колонку в Journal d’Agriculture Pratique (Журнал практического сельского хозяйства).
До этого времени разработкой сельскохозяйственной техники занимались в основном любители. Эжен Тиссеран , директор Министерства сельского хозяйства, хотел применить научный подход к разработке и оценке сельскохозяйственной техники. Поэтому он попросил Рингельманна разработать планы испытательного центра для сельскохозяйственных машин, который после многих перипетий открылся в 1888 году. Центр был основан на улице Дженнер в Париже, и Рингельманн был назначен его директором.
Он адаптировал промышленные инструменты, где это было возможно, но он также разработал и построил такие инструменты, как тяговые динамометры , ротационные динамометры, профилографы и т. Д. Он стремился определить эффективность сельскохозяйственной техники, ее экономичность, качество выполняемой работы и т. Д. широкий круг интересов вскоре заставил его расширить свои исследования, включив все отрасли сельского машиностроения: строительство, дренаж, ирригацию, электрификацию, гидравлику.
В 1887 году Рингельманн был избран в Академию сельского хозяйства , и в том же году он стал профессором механики и сельской инженерии в Национальной школе сельского хозяйства в Гриньоне . В 1897 году он сменил своего бывшего профессора Эрве Мангона на посту профессора сельской инженерии в Национальном агрономическом институте. В 1902 году он стал профессором колониальной сельской инженерии в Высшей национальной школе сельского хозяйства в городе Ножан-сюр-Марн .
Рингельманн путешествовал по Европе и Северной Америке , чтобы изучить те области, где механизация сельского хозяйства быстро прогрессировала. Он также посетил французские колонии, особенно в Северной Африке , чтобы изучить особые проблемы, связанные с местным климатом и доиндустриальными технологиями, которые использовались местными фермерами. Его опыт в области сельскохозяйственного машиностроения был востребован изобретателями, промышленниками и фермерами.
Таблицы дыма Рингельмана
Таблицы дыма Рингельмана, 1897 г.
В 1888 году Рингельманн предложил спецификацию простого набора сеток для измерения плотности дыма. Это стало известно как шкала Рингельмана . К 1897 году были доступны печатные карточки с дымовыми диаграммами. В Соединенных Штатах во многих городах были приняты местные постановления, запрещающие задымление больше 3 (непрозрачность 60%) по шкале Рингельмана. Эти графики все еще используются.
История сельского строительства
В 1900–1905 годах Рингельманн написал монументальное четырехтомное исследование « Essai sur l’Histoire du Génie Rural» («Очерк истории сельского строительства»), в котором прослеживается прогресс сельского инженерного дела от доисторических времен до наших дней.
Эффект Рингельмана
Рингельманн также открыл эффект Рингельмана , также известный как « социальное бездельничанье ». Это исследование проводилось в сельскохозяйственной школе Гран-Жуана между 1882 и 1887 годами, но результаты не были опубликованы до 1913 года. В частности, Рингельманн заставлял своих учеников, индивидуально и в группах, тянуть веревку. Он заметил, что усилия, прилагаемые группой, были меньше суммы усилий, приложенных студентами, действующими индивидуально.
Это открытие — одно из самых ранних открытий в истории социальной психологии , позволяющее некоторым описывать Рингельмана как основателя социальной психологии.
Макс Рингельманн умер в Париже 2 мая 1931 года.
Автор и его эксперимент
Макс Рингельман — французский ученый, сельскохозяйственный инженер по специальности. На самом деле он не собирался открывать никакие социальные эффекты — его волновала эффективность тягловых животных (лошадей, быков) и людей в командной работе. Для своих опытов он выбрал такие испытания, как совместное поднятие тяжестей и перетягивание каната. При этом, как ни странно, был открыт человеческий фактор, а исследования эффективности приложенных усилий оказались вторичными. На данный момент эксперимент Рингельмана, проведенный в 1913 году, является одним из самых ранних систематизированных социально-психологических опытов.
Эксперименты выглядели следующим образом.
Мужчины перетягивали канат на протяжении 5 секунд, сначала поодиночке, затем в группах по 7 и по 14 человек. Приложенная сила измерялась динамометром. Те участники, что тянули канат в одиночку, прилагали усилие, равное 85,3 кг/чел. Участники в группах показывали результаты меньше: 65,0 кг и 61,4 кг.
Следующий эксперимент был проведен с толканием перекладины, прикрепленной к двухколесной тележке. Здесь тоже были зафиксированы похожие результаты: в одиночку участники толкали тележку с силой 170,8 кг/чел, а вдвоем — уже с усилием 154,1 кг/чел в среднем.
Макс Рингельман ожидал, что общая суммарная работа группы должна быть больше, учитывая силу каждого отдельного члена группы. Но она была практически вдвое меньше, чем нужно! Что-то тут явно не сходилось…
Проводя дальнейшие опыты, он обнаружил следующую закономерность: чем больше людей выполняют одну и ту же работу, тем больше падает их суммарная эффективность. К примеру, суммарная активность двоих будет составлять не 100%, а лишь 93%, троих — уже 85%, а для группы из 8 человек этот процент уже падает до 50. При поднятии веса это особенно заметно. Если взять группу из нескольких человек и принять максимальное усилие одного человека за 1.00, то при увеличении членов группы суммарная эффективность будет составлять 1.86, 2.55, 3.08, 3.50, 3.78, 3.92… а не 2, 3, 4, 5, 6, 7, как должно бы быть. Если составить график, получится криволинейная обратная зависимость между размером группы и производительностью, при этом разница между группами из 2-х и 3-х участников будет больше, чем между группами, где участников 7 и 8.
Таким образом, Рингельман вывел следующую формулу:
С = 100 — 7(К-1),
где С — средний индивидуальный вклад участников в работу,
К — количество членов группы.
Интересно, что, хотя эффект Рингельмана объективно существует, участники группы считают, что выкладываются полностью. Они не ощущают снижения своей эффективности либо убеждают себя в этом.
Эффект Рингельмана
В 1927 году была проведена серия очень любопытных экспериментов, результат которых сейчас не часто вспоминают. А зря. Результаты этих опытов остались в психологии под названием «эффект Рингельмана».
Эксперименты заключались в следующем. Брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого – фиксировали максимальный вес, который он «потянул». После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь.
Ожидания были понятны: если один человек может поднять – условно – 100 кг, то двое должны вместе поднять либо 200, либо – еще больше. Ведь мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, уже существовало. И до сих пор существует и активно поддерживается.
Но – увы! Двое людей поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь уже лишь 49%.
Проверили результаты на других заданиях. Например – на перетягивании каната. И опять – тот же результат. Увеличивали численность групп – процент только падал.
Причина – ясна. Когда я рассчитываю сам на себя, я прилагаю максимум усилий. А в группе можно и сэкономить силы: никто ж не заметит, как в истории о жителях деревни, которые решили на праздник налить себе бочку водки. С каждого двора – по ведру. При разливе обнаружилось, что бочка полна чистейшей водой: каждый принес ведро воды, рассчитывая, что в общей массе водки его хитрость не будет замечена.
Читатель постарше, конечно же, вспомнит конец СССР, когда все вместе вроде бы строили светлое будущее, а усилия каж дого в этом строительстве были не заметны никому.
При чем тут пассивность? А при том, что, когда я действую, я волей-неволей свои усилия запоминаю и фиксирую для себя. В дальнейшем прикладываю именно столько или еще меньше. Формируя пассивное отношение к делу, в которое вовлечен вместе с другими сам.
Соответственно – в случае социальной пассивности мы можем сказать, что мы отлично понимаем ее происхождение и то, что она приводит в итоге к падению результатов до нуля. Не сразу – инерция великая вещь. Но – все же.
Нужно сразу сказать: никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Можно обчитаться заклинаниями от «гуру командной работы», но чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять человеку.
«А делать-то что?» – спросите вы. Ведь есть вещи, которые нужно делать всем вместе, один просто не справится.
Если вы руководитель коллектива, который имеет общую цель, помните: невозможно полностью устранить социальную пассивность. Но можно ее максимально снизить. Как – ответ мы уже дали: нужно уменьшать размер групп. Не призывать всех идти дружным строем, а распределять задачу на отдельные блоки, с которыми небольшая группа справится.
А если вы сами за себя, то помните, что ваша пассивность (вне зависимости от вашего желания) увеличивается, когда вы воспринимаете свое за нятие (хоть просмотр кино, хоть строительство космического корабля) как дело не свое личное, а очень многих. Берете на себя ответственность за немногое – достигаете больше.
Опять мы пришли к понятию ответственности. И не случайно. Пассивность и активность связаны именно с ним, а не с какими-то врожденными качествами вроде темперамента.
Глядя по сторонам, мы все чаще видим, что небольшие, но активные группы управляют жизнью групп больших. И в политике, и в экономике принцип «историю делает активное меньшинство» – все более очевиден. Задумайтесь, где вам хотелось бы оказаться. Ведь возможности для такого выбора предоставляются постоянно.
Повышение эффективности в группе
Методы повышения эффективности работы в группе соответствуют причинам сниженной работоспособности. Основные способы предотвратить действие эффекта Рингельмана:
Постановка конкретных индивидуальных задач
Каждому сотруднику важно поручать задание, за которое необходимо отчитаться и предоставить результат.
Развитие системы мотивации. Руководство создает условия, в рамках которых сотрудники получают оклад
Выход за рамки означает получение прибавки к основному доходу. Материальный достаток – серьезная мотивация для большинства работников.
Организация досуга. Совместный отдых способствует сближению членов коллектива: когда в группе позитивная атмосфера, работа выполняется охотнее и легче.
Руководство любой компании должно обращать внимание на активность сотрудников и атмосферу в коллективе, чтобы устранять недостатки и организовывать эффективную работу. Неактивные работники могут влиять на имидж всей фирмы, поскольку любая масштабная деятельность складывается из мелких задач
Если они выполнены некачественно, то и вся остальная работа будет такой же. Для примера возьмем цех по пошиву платьев: начальным этапом является создание лекала. Если оно сделано спустя рукава, в результате получится кривое платье, которое никому не понравится
Неактивные работники могут влиять на имидж всей фирмы, поскольку любая масштабная деятельность складывается из мелких задач. Если они выполнены некачественно, то и вся остальная работа будет такой же. Для примера возьмем цех по пошиву платьев: начальным этапом является создание лекала. Если оно сделано спустя рукава, в результате получится кривое платье, которое никому не понравится.
Мнение эксперта
Даниил Хломов, кандидат психологических наук, психотерапевт, президент общества практикующих психологов «гештальт-подход», президент Ассоциации русскоязычных гештальт-институтов
НОВЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ
Описанный в статье эффект Рингельмана – нарастающая пассивность людей в больших коллективах – очень ясно показывает перспективный путь развития человеческой цивилизации. Это новый индивидуализм – когда действительно эффективной и для себя и для общества является индивидуальная деятельность. Частнопрактикующий психолог гораздо эффективнее психологического центра. По поводу пассивного отношения к жизни могу сказать, что часто этот упрек клиенты адресуют психотерапевту, особенно если это люди, с трудом переносящие напряжение неопределенности. И зачастую сложности их ситуаций бывают вызваны именно беспорядочным необдуманным реагированием. Чаще всего окружающие упрекают в безделье, потому что недовольны тем, чем человек занят, а также неудачно пытаются им управлять.
Редактировал: Олег Мартынов
Эффект невмешательства свидетеля
Это явление, которое можно назвать частным случаем знаменитого эффекта Макса Рингельмана, охарактеризовали ещё в 1979 году Бибб Лайтане и Джордж Дарли.
Исследователи описали его следующим образом: при трагическом случае, который происходит на глазах у большого количества людей, у жертвы трагедии тем ниже шансы на спасение или помощь, чем больше число свидетелей находится при инциденте.
Люди нередко пребывают в оцепенении от случившегося. Они находятся под убеждением, что жертве окажут помощь другие, и принимают решение просто не вмешиваться, не проявлять инициативу и активность в происходящем.
В небольшой группе жертва имеет больше шансов на спасение и помощь от окружающих в этот момент её людей. Но также получить помощь и поддержку будет легче в небольших городах, чем в мегаполисах.
Эффект наблюдателя подробно описали в 1964 году после убийства К. Дженовезе. молодая женщина, которая проживала в Нью-Йорке, направлялась домой после рабочего дня и стала жертвой нападения убийцы-маньяка. Он нанес несчастной множество ранений ножом, а затем скрылся с места злодеяния.
Были получены данные, опубликованные в газете «Нью-Йорк таймс», за происходящим убийством наблюдало не меньше 38 свидетелей. Только ни один из них не попытался даже вызвать полицию, не оказал никакой помощи пострадавшей.
Позже администрация газеты отрицала эти сведения, объявив, что данные были преувеличены и не соответствовали реальности. Но факт дело упрямое — молодая женщина была зверски убита на глазах у свидетелей, но никто ей не помог.
Эмпирическая поддержка
Последующие исследования способствовали дальнейшему развитию теории эффекта Рингельмана. В частности, Ингхэм, Левингер, Грейвс и Пекхэм (1974) обнаружили, что члены группы продолжают демонстрировать снижение силы натяжения веревки даже после того, как их поместили в псевдогруппы (т. Е. Группы, состоящие из единомышленников и одного истинного участника). В своем исследовании Ingham et al. (1974) заставляли конфедератов притвориться, будто они тянут веревку, симулируя усилие, внушая реальному участнику, что все участники работают вместе. Интересно здесь то, что, поскольку практически не было координации между участником и сообщниками (они не участвовали физически в действиях), плохое общение не может объяснить уменьшение усилий. Таким образом, Ingham et al. (1974) поддерживают утверждение, что мотивационные потери во многом определяют снижение работоспособности человека, когда он действует в качестве члена группы.
Кроме того, исследования показали, что участники, которые ранее занимались командными видами спорта, могут не проявлять эффекта Рингельмана.