Великие мореплаватели и их открытия: хронология и факты
Содержание:
- Древние мореплаватели: за столпами Мелькарта
- Ответы к странице 16 — 17. Мировой океан. Течения в океане
- Открытие Америки
- Руаль Амундсен
- Путь на юг: новое направление для Ганнона
- Джеймс Кук, о котором не рассказать нельзя
- Причины Великих географических открытий
- Кораблестроение
- Первая научная экспедиция
- Колумб
- Кое-что о Колумбе
- Древние океаны
- Открытие Тихого океана и первое кругосветное плавание
- Остров Куба и другие
- Морские пути
- Ост-Индия
- Ответы к страницам контурных карт 12 — 13. Условные знаки. План местности
- От папирусной лодки до драккара
- Второе плавание в Индию
Древние мореплаватели: за столпами Мелькарта
Финикийцы и греки одновременно осваивали Средиземноморье. Вскоре они стали совершать первые плавания в Атлантический океан. Мореходы могли отправиться двумя дорогами — вдоль побережья Испании к Галлии и Британии. Или вдоль побережья Африки.
Из греков на север первым поплыл Мидактир, а уроженец Массилии Эвтимен предпринял плавание вдоль африканского берега. Неизвестно, когда жил Эвтимен. Это могла быть эпоха VI века до н. э. Другие исследователи считают его современником другого морехода, Пифея (IV век до н. э.). О его плавании сохранилось мало деталей. Эвтимен писал, что достиг реки на западном побережье материка. В этой реке водились крокодилы. Массилиец принял увиденную им реку за один из рукавов Нила.
Предположительно, Эвтимен доплыл до устья реки Сенегал, потому что это первая крупная река которую он должен был встретить, проплывая вдоль африканского берега. Отмечали, что в древности крокодилы могли водиться в обмелевшей к XX веку реке Эр-Дра. Но
Ответы к странице 16 — 17. Мировой океан. Течения в океане
Ответы есть в атласе на страницах 18 и 19.
Задания
1. Выделите на карте границы океанов и подпишите их названия.
Границы океанов обозначены фиолетовыми линиями:
2. Стрелками разного цвета выделите тёплые и холодные течения. Подпишите их названия.
Холодные течения обозначены синими стрелками:
Тёплые течения обозначен красными пунктирными стрелками:
3. Подпишите на контурной карте:внутренние моря;самое большое по площади и самое глубокое море, в названиях которых содержится указание на цвет.
Внутренние моря закрашены зелёным:
Окраинные моря мирового океана закрашены красным:
Самое большое по площади море мира — Саргассово море. Его площадь составляет 6 500 тыс. км?Самое глубокое море мира — Филиппинское море. Его глубина достигает 9 140 м.
Какое самое большое по площади и самое глубокое море, в названиях которого содержится указание на цвет?
Составим таблицу площадей и наибольших глубин морей, в названиях которых содержится указание на цвет.
Название моря Площадь поверхности Наибольшая глубина
Красное море — внутреннее 450 тыс. км? 3 040 мЧёрное море — внутреннее 422 тыс. км? 2 210 мЖёлтое море — окраинное 416 тыс. км? 106 мБелое море — внутреннее 91 тыс. км? 343 м
Из таблицы видно, что самым большим по площади и самым глубоким морем, в названии которого содержится указание на цвет, является Красное море.
4. Обозначьте на профиле АБ крупные формы рельефа дна Мирового океана.
Открытие Америки
Американский континент пережил высадку первых европейцев в конце X столетия: скандинавы во главе с Лейфом Эрикссоном открыли Винланд, Хеллуланд, Маркланд — территорию полуострова Лабрадор. Моряки из Бристоля уже в XV веке достигали побережья Северной Америки, однако эти экспедиции не привели к установлению контактов между Новым и Старым светом.
Испанская корона загорелась идеей отправить экспедицию к новым, неизведанным землям. Чтобы найти другой путь в Азию, была собрана команда во главе с Христофором Колумбом. Его экспедиция проходила с 3 августа 1492 года по 15 марта 1493 года. Путешественникам открылись Багамские острова, Куба и Гаити. Монархии Испании и Португалии заключили Тордесильясский договор 7 июня 1493 года и окончательно разделили сферы влияния в Вест-Индии. Второе плавание Колумба, продолжавшееся с 25 сентября 1493 года по 11 июня 1496 года, принесло открытие Ямайки, Пуэрто-Рико, Виргинских и Наветренных островов.
В 1497 году уже англичане дошли до Ньюфаундленда.
Христофор Колумб продолжил свои экспедиции к побережью Центральной Америки, и два его последних путешествия привели к открытию Тринидада и высадке в Южной Америке. В 1501—1504 годах путешественник Америго Веспуччи под португальским флагом дошёл до мыса Кананеа у берегов современной Бразилии. Он и предположил, что Христофор Колумб открыл новый материк. Подтверждением тому стали результаты первого кругосветного плавания Фернана Магеллана с 20 сентября 1519 года по 6 сентября 1522 года.
Испанцы в 1508 году взялись за завоевание островов Карибского бассейна, а также начали активную колонизацию побережья Центральной и Южной Америки. К 1530 году в руках у испанцев была Флорида, Калифорния, Коста-Рика, полуостров Юкатан, Гондурас. Конкистадоры несли местному населению новую веру и свои законы с помощью грозной силы оружия. Племена майя и ацтеков были покорены.
Следом за испанцами в первой половине XVI столетия на американский континент стали захаживать французские и английские компании. К 1605 году в Карибском море утвердилась Вест-Индская компания британцев. В 1630-х туда же стали проникать французы. Собственно, северную часть материка с успехом осваивали путешественники из Англии и Франции. Но во второй половине XVI века французская корона занята решением религиозных конфликтов внутри страны, и освоение Северной Америки отходит на второй план: Англия берёт пальму первенства в этом вопросе. В 1583 году появляется форт Сент-Джон на Ньюфаундленде, колонизаторы приступают к освоению территории Вирджинии. Французы лишь в начале следующего столетия крепко оседают в Канаде и в 1608 году основывают крепость Квебек.
В XV-XVII столетиях европейцы осваивают почти все части света: этот процесс сильно изменил историю человечества в целом. Можно сказать, что эпоха Великих географических открытий предвосхитила эру глобализации.
Руаль Амундсен
Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства он отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного – за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием — поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.
Путь на юг: новое направление для Ганнона
После основания колоний Ганнон продолжил путь на юг и достиг реки, которую он называет Ликс. Около нее жили кочевники, с которыми карфагеняне смогли наладить контакт. Южнее Ликса жили «негостеприимные» эфиопы. В тех местах карфагеняне видели высокие горы (Атласские горы).
Реку Ликс идентифицируют с одной из двух протекающих в Марокко рек — Тенсифт или Драа. По мнению А. Б. Снисаренко, жителями побережья Ликса были финикийцы. Еще до плавания Ганнона была основана тирская колония Ликс.
Несколько жителей Ликса в качестве переводчиков отправились с карфагенянами дальше. Два дня они шли вдоль пустынного берега (пустыни Сахары). Через три с половиной дня пути мореходы дошли до небольшого островка, который они назвали Керна. По подсчетам путешественников, Керна находилась на таком же расстоянии от Гибралтара, как и Карфаген. Керну исследователи помещают в район Зеленого мыса.
После этого Ганнон и его товарищи вошли в реку, которую он назвал Хрета, и достигли озера. В озере было три острова, каждый из которых превосходил своим размером Керну. На следующий день пути они дошли до берега озера, где увидели высокие горы. На берегу жили дикари, которые не позволили мореходам выйти на берег.
Вывод о том, что Керна находится на таком же расстоянии от Столпов, как и Карфаген, Ганнон сделал, исходя из времени пути. Но если учитывать течения, то Керна располагалась намного южнее. Рекой Хретой был Сенегал. Ганнон поднялся по нему, вошел в приток Бунум, а оттуда — в озеро Гьер.
Вернувшись в океан, мореходы прошли на юг еще 12 дней. По пути им встречались только «эфиопы», чей язык был непонятен даже ликситам. Потом они остановились недалеко от высоких гор, поросших лесом. Оттуда они прошли вдоль этих гор еще два дня, пока не вошли в залив. Ночью карфагеняне видели вокруг огни — вероятно, их жгли местные жители.
Еще через пять дней мореходы достигли залива, который ликситы называли Золотым Рогом. На островах залива были соленые озера. Карфагеняне встали на стоянку на одном из островов. Ночью они слышали крики, грохот барабанов и звук флейт. Опасаясь местных племен, они отправились дальше.
Южнее мореходы стали свидетелями извержения. Они видели потоки лавы, лившиеся с берега в океан. Они увидели высокий вулкан, извергавший лаву, и назвали его Колесницей Богов. Часть исследователей, которые считают, что Ганнон дошел до Гвинейского залива, отождествляют Колесницу Богов с Камеруном. Более осторожные (в частности, Е. Уормингтон) — с вулканом Какулима в Сьерра-Леоне.
Миновав вулкан, карфагеняне дошли до залива, названного ликситами Южным Рогом. Причалив к острову в заливе, они нашли там горилл, но приняли их за заросших шерстью диких людей. Ганнон и его соратники попытались взять их плен, но самцы горилл убегали и отбивались от пришельцев палками и камнями. Три захваченные самки сопротивлялись, поэтому мореходы убили их, а шкуры забрали в качестве трофеев. Южный Рог помещают примерно в район острова Шербро современной Сьерра-Леоне.
Даже если признать, что Ганнон не дошел до Гвинейского залива, его результат был впечатляющим. Дальше него смогли продвинуться только моряки Тира столетием раньше. Но Ганнон не только увидел новые земли, но и позволил использовать некоторые из них в интересах родного города.
Джеймс Кук, о котором не рассказать нельзя
О трагедии, настигшей его в ходе третьего кругосветного плавания, слышал едва ли не каждый. В конце ноября 1778 года два корабля под предводительством капитана Кука причалили к побережью одного из Гавайских островов. Тут же на побережье собралось — по словам самого мореплавателя — несколько тысяч островитян, которые сперва приняли англичанина за божество. Однако это вовсе не помешало гавайцам красть у своего покровителя вещи, необходимые на корабле. Когда же матросы пытались вернуть украденное, между ними и коренным населением островов то и дело возникали ссоры.
Искрой, которая разожгла костер ненависти, стала пропажа с корабля клещей. Попытавшиеся вернуть инструмент матросы столкнулись с яростным сопротивлением островитян. На следующий день Джеймс Кук решился на кардинальные меры: он хотел прекратить кражи, взяв в заложники вождя племени. С десантом в 10 морских пехотинцев он ступил на злополучный остров и пригласил Каланиопу — так звали вождя гавайцев — к себе на корабль. Островитяне, вероятно, что-то заподозрили: несколько тысяч высыпало на берег, окружив команду Кука. Среди англичан началась паника, в этот момент с победоносным кличем туземцы кинулись на моряков. Капитан Кук упал, сраженный, по всей видимости, ударом копья в затылок. Не смогли покинуть остров и ещё четверо его солдат. Как писал один из выживших, лейтенант Кинг: «Тело Кука втащили на берег и окружавшая его толпа, жадно выхватывая кинжал друг у друга, принялась наносить ему множество ран». Известно, кстати, что вопреки известной песне Высоцкого, Кука гавайцы не ели.
Причины Великих географических открытий
Время со второй половины 15 в. до середины 17 в. вошло в историю как эпоха Великих географических открытий. Европейцами были открыты неизвестные ранее моря и океаны, острова и материки, совершены первые кругосветные путешествия. Все это совершенно изменило представления о Земле.
Географические открытия, названные впоследствии «Великими», были сделаны в ходе поисков путей в страны Востока, особенно в Индию.
Рост производства и торговли в Европе вызвал потребность в деньгах. Понадобилось золото и серебро для чеканки монет. В самой Европе добыча драгоценных металлов уже не могла удовлетворить резко возросшую в них потребность.
Считалось, что они в изобилии есть на Востоке. «Жажда золота» была основной причиной, заставившей европейцев пускаться во все более дальние морские путешествия.
Именно морские путешествия были вызваны тем, что давно использовавшийся путь на Восток (по Средиземному морю и далее по суше) был к середине 15 века перекрыт турецким завоеванием Балканского полуострова, Ближнего Востока, а затем и почти всей Северной Африки.
Следующей причиной поиска новых путей было стремление европейских купцов избавиться от торговых посредников (арабских, индийских, китайских и др.) и наладить прямую связь с восточными рынками.
Предпосылки открытий были следующие. В Испании и Португалии после Реконкисты (исп. reconquistar – отвоевывать; изгнание арабов в 13-15 вв.) осталось «без работы» много дворян.
Они обладали военным опытом и для того, чтобы разбогатеть, готовы были плыть, скакать или идти на край света в буквальном смысле слова. То, что страны Пиренейского полуострова первыми начали организовывать далекие плавания, объяснялось и их своеобразным географическим положением.
Большое значение для развития мореплавания имели новые изобретения. Создание новых, более надежных типов кораблей, развитие картографии, усовершенствование компаса (изобретен в Китае) и прибора для определения широты местонахождения корабля – секстанта дали в руки мореплавателей надежные средства навигации.
Наконец, следует иметь в виду, что в 16 в. идея о шарообразной форме Земли была признана учеными целого ряда стран.
Кораблестроение
Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него невозможно было бы мореплавание.
Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:
корпус составляли толстые доски, кромки которых скреплялись крупными дубовыми шипами;
поперечные ребра корпуса стали покрывать обшивкой;
большое внимание уделяли качеству киля (корабли не были плоскодонными);
грузовые отделения были ограждены.
С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме – два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.
Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.
Рис. 1. Финикийский торговый корабль.
Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).
Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.
Рис. 2. Финикийская трирема.
Первая научная экспедиция
Огромный опыт и успешная карьера кардинально изменили жизнь мореплавателя. Его попросили возглавить научную экспедицию, которая должна была исследовать прохождения Венеры через диск Солнца. Так он стал капитаном корабля «Индевор».
26 августа 1768 года началась экспедиция
Первой важной остановкой стал берег Таити, куда корабль прибыл спустя несколько месяцев. Отличительной чертой команды Кука было то, что он строго запретил конфликтовать с аборигенами
Нужно было поддерживать дружбу и не применять насилие, что для того времени было нонсенсом.
Благодаря такой политике, англичане смогли установить с местными доброжелательные отношения и успешно провести астрономические наблюдения. Результаты исследований помогли впоследствии рассчитать расстояние от Солнца до Земли.
Колумб
В 1492 г. Христофор Колумб отплыл из Испании, отчаявшись получить в Португалии средства, необходимые для своей экспедиции. На флагманском корабле «Сажа-Мария» и двух кораблях поменьше с экипажем в 120 человек Колумб пересек Атлантический океан, надеясь отыскать более короткий путь в Азию и дать испанцам преимущество перед португальцами, которые достигали Азии, огибая Африку. Суда Колумба побывали у берегов Багамских островов, а затем у берегов Кубы и Гаити. Во время последующих путешествий Колумб открыл множество других островов Карибского моря, а также берега Центральной и Южной Америки. После смерти Колумба другие исследователи продолжали изучать Новый Свет. В их числе был и Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.
«Кон-Тики»
Чтобы проверить теорию о том, что жители Полинезии происходят из Южной Америки и пересекли Тихий океан на бальзовых плотах. Тур Хейердал попытался совершить такое же плавание на плоту «Кон-Тики». Несмотря на то что он успешно преодолел 4000 миль, антропологи и историки доказали позже, что полинезийцы происходят от народов Юго-Восточной Азии.
Навигация
Искусство навигации имеет огромное значение для плавания по океану (см. статью «О Жизни в океане«). Греки изобрели различные приборы, в том числе астролябию, помогающую ориентироваться по звездам. Использование магнитного компаса широко распространилось в XII в. Пользуясь картами, моряки могли определять направление в открытом море. Широту можно вычислить, измеряя угол подъема солнца или звезд над горизонтом с помощью секстанта. Изобретение в 1735 г. хронометра позволило знать точное время на борту корабля, чтобы измерять расстояние от Гринвичского меридиана (Англия) и таким образом определять долготу.
«Дух Сент-Луиса»
Для первых аэропланов океаны представляли такую же преграду, как и для других транспортных средств. Американец Чарльз Линдберг был первым человеком, в одиночку перелетевшим через Атлантический океан без промежуточных посадок. Моноплан с высоко расположенным крылом и одним двигателем был построен специально для полета всего за 60 дней. Линдберг сам помогал собирать первые узлы. Аэроплан получил название «Дух Сент-Луиса» — в честь города, который финансировал этот проект. Линдберг выбрал один двигатель, поскольку хотел свести до минимума число возможных механических поломок. Чтобы облегчить вес, он не взял с собой ни передатчика, ни парашюта — только сандвичи и термос с кофе. В 1927 г. он успешно совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33 ч 30 мин и завоевал приз — 25 тыс. долларов. Сегодня трансатлантические рейсы занимают около семи часов, а сверхзвуковой «Конкорд» затрачивает на перелет всего три часа
Кое-что о Колумбе
Загадочным человеком остался для потомков Христофор Колумб. Фото, естественно, не изобрели ещё. Но остались портреты. На них мы видим человека с мудрым взглядом и, казалось бы, далёкого от всякого авантюризма. Вся личность и полная треволнений судьба Христофора Колумба неоднозначны, туманны, об этом можно написать роман-эпопею, и даже там не вместить все перипетии его жизненного пути.
По одной из множества версий, он родился на острове Корсика в 1451 году. На эту тему до сих пор длятся ожесточённые учёные споры: шесть городов Италии и Испании клянутся, что именно там родина Колумба.
Вся его жизнь — легенда. Ясно одно — жил он в Лиссабоне, а перед этим много ходил на кораблях по Средиземному морю. Оттуда, из Португалии, и начались самые главные путешествия Колумба, которых ещё не совершили самые великие мореплаватели мира.
Древние океаны
Около 300 миллионов лет назад вся суша на нашей планете была объединена в один огромный континент, который назывался Пангея. Этот суперконтинент окружал один гигантский океан — Панталасса. Некоторые учёные предполагают, что за 1-2 миллиарда лет до появления Пангеи существовала еще большая часть суши, окруженная ещё большим праокеаном. Но эта теория до сих пор не имеет подтверждений.
Древний океан Тесис
Существовал еще один древний океан – Тесис. Это огромный океан, который существовал приблизительно от 250 до 65 миллионов лет назад. Когда континент Пангея раскололся на две части, этот океан возник между образовавшимися северной (Лавразия) и южной (Гондвана) частями. Современное Средиземное море между Южной Европой и Северной Африкой — остатки Тетиса.
Изменения морей и океанов
Моря и океаны постоянно изменяются — расширяются и сужаются. Так, например, около 300 миллионов лет назад, когда столкнулись все части суши, возник суперконтинент Пангея. При этом большинство морей сжалось. Около шести миллионов лет назад Средиземное море практически высохло, когда на пути воды встала неожиданная преграда. Это произошло потому, что Гибралтарский пролив оказался перекрыт после столкновения Африки с Европой. Лишь спустя миллион лет Средиземное море снова наполнилось водой. Вода в Атлантическом океане поднялась и огромным водопадом выплеснулась на высохший участок. Во время последнего ледникового периода около 10 000 лет назад так много воды превратилось в лёд, что уровень моря упал на 90 метров. Представь себе: из Америки в Африку можно было добраться пешком!
Открытие Тихого океана и первое кругосветное плавание
Америка, поначалу не приносившая больших доходов испанской короне, рассматривалась как досадное препятствие на пути в богатую Индию, что стимулировало дальнейшие поиски. Важнейшее значение имело открытие нового океана по другую сторону Америки.
В 1513 г. испанский завоеватель Васко Нуньес де Бальбоа пересёк Панамский перешеек и вышел к берегам неизвестного европейцам моря, которое сначала назвали Южным (в отличие от Карибского моря, расположенного к северу от Панамского перешейка). Впоследствии выяснилось, что это целый океан, который мы знаем теперь как Тихий. Так назвал его организатор первого в истории кругосветного плавания Фернан Магеллан (1480-1521).
Ф. Магеллан
Португальский мореплаватель, поступивший на испанскую службу, он был убеждён, что если обогнуть Америку с юга, то можно будет достичь Индии западным морским путём. В 1519 г. его корабли вышли в плавание, а в следующем году, преодолев пролив, названный именем руководителя экспедиции, они вышли на просторы Тихого океана. Сам Магеллан погиб в столкновении с населением одного из островов, названных позднее Филиппинскими. В ходе плавания погибла также большая часть его команды, но 18 из 265 членов экипажа во главе с капитаном Х.-С. Эль Кано на единственном уцелевшем корабле в 1522 г. завершили первое плавание вокруг света, доказав таким образом существование единого Мирового океана, связывающего все континенты Земли.
Открытия мореходов Португалии и Испании породили проблему разграничения владений этих держав. В 1494 г. две страны подписали в испанском городе Тордесильяс договор, согласно которому через Атлантический океан, от Северного полюса до Южного, проводилась разграничительная линия. Все вновь открытые земли к востоку от неё объявлялись владением Португалии, к западу — Испании.
Через 35 лет был заключён новый договор, разграничивающий владения двух держав на Тихом океане. Так произошёл первый раздел мира.
Из письма Паоло Тосканелли, 15 июня 1474 г.
Использованная литература:В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века
Остров Куба и другие
В 1492 он ступил на остров Куба. Там Колумб нашёл один из самых культурных народов Латинской Америки, построивший огромные здания, ваявший красивые статуи, выращивавший уже знакомый Европе хлопок и совсем неизвестные картофель и табак, которые потом завоевали весь мир. До сих пор на этом острове день рождения Христофора Колумба — национальный праздник.
Первопроходец тропической полосы Атлантики, первым проникший в Карибское море, открывший Южную Америку и перешейки Центральной, нанёсший на карты Багамский архипелаг, Малые и Большие Антильские острова, острова Карибского моря, остров Тринидад, — это всё Христофор Колумб. Фото же обнаруживает красивого мужчину, спокойно взирающего с портрета, без малейшего следа треволнений на лице.
Пусть европейцы утверждают, что в Северную Америку до Колумба путь был проторён викингами из Исландии с одиннадцатого века. В Средневековье идти морем через океан и в десятый раз — невероятно трудно и опасно. И в любом случае, слишком много земель на двух американских континентах, которые до Колумба не открыл никто.
Морские пути
Исследования, успешная торговля и путешествия финикийских мореплавателей позволили им создать множество городов и наладить куплю-продажу в Северной Африке, на Атлантическом побережье и почти во всех портах Средиземного моря. Карфаген, один из самых знаменитых городов древности, был основан этой народностью. Благодаря удачному географическому положению он процветал и служил защитой для колоний финикийцев.
Великие мореплаватели проложили десятки маршрутов, исследовали множество морей и земель. При этом им не помогала стрелка компаса и другие хитрые приборы — они ориентировались только по солнцу и звездам. Интересно будет узнать, какие открытия совершили финикийские мореплаватели. Они открыли:
- северные земли Европы;
- Африку;
- Средиземное море;
- Атлантический океан;
- Индийский океан.
В VII веке до н. э. финикийцы сумели обогнуть Африку. Они доказали, что континент со всех сторон окружен водой, кроме места соединения с Азией. До них никто не совершал плаваний вокруг Африки. Мореплаватели оказались в другом полушарии Земли и обнаружили, что солнце находится с иной стороны. Это натолкнуло их на мысль, что наша планета может быть круглой. В те времена многие восприняли эту информацию с недоверием.
Несмотря на многие открытия мореплавателей, мало кто отправлялся в новые земли. Финикийцы держали в тайне бо́льшую часть маршрутов, чтобы торговать с обнаруженными городами без конкуренции со стороны соседних народов. Такой подход позволял им завышать цены при продаже товаров иноземцам и за баснословные суммы продавать соотечественникам диковинки из далеких земель. Выяснилось, что до XV века почти никто, кроме финикийцев, не торговал с африканскими поселениями.
Путешествие в Индию в древние времена было редкостью. Никто не знал точного местоположения земель, многие верили, что там нет ничего, кроме бесконечного океана.
Финикийцы первые добрались до земель Великобритании. Они завезли туда янтарь и олово.
Ост-Индия
Вслед за своими коллегами Васко да Гама в 1497—1498 году совершил плавание из Лиссабона в Каликут и обратно: так европейцам открылся путь в Южную Азию.
В 1505—1506 годах португальцы фактически берут Каликут и открывают Мадагаскар. Экспедиции Суареша и д’Алмейда разворачивают настоящее завоевание бассейна Индийского океана: Гоа, Шри-Ланка, Цейлон и Индонезия попадают под влияние португальских торговцев. В 1522 году торговцы из Португалии уже вступают в борьбу с Китаем. Они также открывают в 1526 году остров Новая Гвинея.
В XVII столетии у берегов Индийского океана появляются английские и голландские Ост-Индийские компании: португальское влияние заметно слабеет. Голландцы высаживаются на острове Ява в 1596 году, а подданные британской короны попадают на остров Суматра в 1602 году. С 1603 года голландские купцы начинают активную деятельность в Азии и добиваются от Испании и Португалии права на свободную торговлю
Англичане быстро обратили внимание на успехи голландских купцов и объединились с ними для борьбы с португальскими силами в Ост-Индии. В 1609 году в Индии появилась первая торговая фактория англичан в Сурате.
Уже с начала второго десятилетия XVII века португальцы терпят поражения от новых соседей и постепенно покидают свои колонии в Южной Азии. Конец португальскому влиянию в регионе пришёл в 1641 году, когда колониальные силы голландцев заняли остров Тайвань и полуостров Малакка.
Ответы к страницам контурных карт 12 — 13. Условные знаки. План местности
Ответы есть в атласе на страницах 16 и 17.
Задания
1. Подпишите значение условных знаков (что означает каждый условный знак). Раскрасьте соответствующими цветами условные знаки там, где это необходимо.
2. На плане местности обозначьте соответствующими условными знаками: а) подписанные на плане объекты (редкий и хвойный лес, луг с кустарником, плотину); б) объекты, показанные условными знаками (болото, фруктовый сад, формы рельефа).
3. Подпишите название главной реки — Белая. Обозначьте направление и скорость течения реки.
4. Определите и подпишите на карте протяжённость и азимуты маршрута от населённого пункта Новый до Андреево на каждом из обозначенных буквами отрезков пути.
Расчёт общей протяженности маршрута от населённого пункта Новый до Андреево
Если измерить расстояние маршрута по карте, то от точки А до точки начала домов в Андреево будет 17 см (от точки А до точки Е — 15 см). Масштаб карты — 1:25 000, то есть в 1 см 250 метров. Значит длина маршрута: 17 • 250 = 4 250 метров или 4 километра 250 метров (от точки А до точки Е: 15 • 250 = 3 750 метров или 3 километра 750 метров).Азимуты маршрута на отрезке (на карте вспомогательными красными линиями показано как следует измерять азимут при помощи транспортира):
от А до Б — 20?;от Б до В — 340?;от В до Г — 7?;от Г до Д — 50?;от Д до Е — 45?;от Е до Андреево — 53?.
Азимут маршрута — это угол между направлением движения по маршруту и северным направлением. Азимут маршрута измеряется в градусах и всегда только по часовой стрелке.
5. Запишите объекты, которые расположены по пути следования:
По пути следования по маршруту расположены следующие объекты (обозначены синими цифрами):
От папирусной лодки до драккара
Прогресс в судостроении в древние времена шёл медленно. Человечество предпочитало пользоваться проверенными временем изобретениями. Но военные нужды, стремление к освоению новых земель, торговые интересы подстёгивали инженерную мысль кораблестроителей. Главным изобретением стало создание судна с килем и шпангоутами в Древней Финикии. Килевое судно обладало колоссальными преимуществами перед египетской баркой – дощаником и шумерскими лодками из папируса. Судно было прочным и мореходным, вместительным и грузоподъёмным, в движение приводилось парусами, поднимаемыми на мачтах, и вёслами.
Минойский боевой корабль (Древний Крит). Гребцы, сидящие в два ряда, располагаются на нижней палубе, командир и лучники – на лёгком навесе над ними
Греки и римляне совершенствовали вёсельный движитель, изобретя корабли с двумя, тремя и четырьмя рядами вёсел – бирему, трирему и кинкирему. Это были громадные по тем временам, быстроходные и хорошо вооружённые боевые корабли, не зависящие от прихотей ветра. Но прямоугольный, или прямой, парус имел недостаток: его можно было использовать только при попутном ветре. Для того чтобы «ловить» боковой ветер, арабы и индусы, независимо друг от друга, придумали треугольный, или косой парус, который поднимался на наклонной рее или на оттяжке – фале. Корабль, оснащённый косыми парусами, использовал для движения даже встречный ветер! Но для этого мореходы должны были обладать незаурядным искусством лавирования, то есть движения против ветра зигзагом, причём из встречного ветер превращался в боковой, и корабль, хоть и медленно, продвигался вперёд. Врагом мореплавателей теперь стало безветрие, или штиль.
Европейцы переняли у арабов косой парус лишь в раннем Средневековье. С тех пор треугольный парус стал зваться латинским, хотя народ, обитавший в Италии, не имел отношения к его изобретению. В свою очередь китайцы за тысячелетия придумали несколько новшеств в судостроении, до которых европейцам ещё предстояло додуматься.
Основным типом судна в Китае, Японии и некоторых других странах Востока была джонка – дощаник, лишённый киля и шпангоутов, с приподнятыми носом и кормой. В качестве парусов использовались циновки, поднимаемые на бамбуковых реях – латах. Такие паруса меняли форму, становясь прямыми или косыми в зависимости от направления ветра. В Средиземноморье корабли управлялись рулевыми вёслами, а китайцы уже использовали руль-перо. И наконец, они первыми задумались над проблемой живучести и непотопляемости кораблей, научившись разделять их корпуса на водонепроницаемые отсеки поперечными стенками – переборками. Если судно получало пробоину, то вода затапливала один отсек, а не весь корпус.
Джонка
Второе плавание в Индию
После открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать туда ежегодные экспедиции. В 1500 году ее возглавил Педру Алвариш Кабрал. Ему удалось заключить торговый договор с Каликутом и основать там торговую факторию. Но из-за конфликта с арабскими купцами Кабрал был вынужден покинуть город.
Начальником следующей большой экспедиции был назначен Васко да Гама. Он должен был устранить арабов с рынка и занять лидирующие позиции любыми способами, даже если это повлечет за собой вооруженные столкновения. Часть флотилии оставила Португалию в феврале 1502 года. За экватором да Гама, вероятно, с целью разведки пошел, не удаляясь далеко от суши, вдоль берегов Аравии и Северо-Западной Индии до Камбейского залива, а оттуда повернул на юг.
Васко да Гама представляет королю Мануэлю I результаты экспедиции в Индию. (wikimedia.org)
У Каннанура корабли Гамы напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и 400 пассажирами, главным образом паломниками. Разграбив судно, да Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а бомбардирам — поджечь судно.
Заключив союз с правителем Каннанура, да Гама в конце октября двинул флотилию против Каликута. Начал он с того, что повесил на реях 38 рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и бомбардировал город. Ночью он приказал сложить тела в лодку. Судно с письмом, в котором говорилось, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться, была отправлена в город. На следующий день да Гама опять бомбардировал город, разграбил и сжег подходившее к нему грузовое судно. Оставив семь кораблей для блокады Каликута, он отослал в Каннанур за пряностями два других судна, а с остальными пошел за тем же грузом в Кочин. Было принято решение оставить все артиллерийские орудия в Каннануре, благодаря чему освободилось место для дополнительных партий пряностей. В Кочине была основана еще одна фактория, что было большим успехом для португальцев.
Маршрут португальских мореплавателей в Индию. (wikimedia.org)
После двух «победоносных» стычек у Каликута с арабскими судами Васко да Гама в феврале 1503 года повел корабли обратно в Португалию, куда и прибыл в октябре с грузом пряностей огромной ценности. После этого успеха пенсия и другие доходы да Гамы были значительно увеличены, позднее он получил графский титул.