Приложения октоиха

Портрет догматика

Как правило, догматик – это тугодум. Именно поэтому ему сложно участвовать в диспутах. Свое выступление ему нужно проработать заранее, сделать домашнюю заготовку, чтобы все тезисы были подкреплены весомыми аргументами. Он предпочитает двигаться от идеи к эмпирике, но не наоборот. Мысль для него фактически объективна. В своем крайнем выражении догматизм может иметь сходство с паранойей, но чаще подходит под определение «ментора» или «ученого осла».

Но в общем случае догматик – это всегда философ, старающийся связать воедино разрозненные факты, попадающиеся в поле его зрения. Чтобы договориться с ним, нужно искать точки соприкосновения и не давать ему возможности переходить на личности. Это трудно, но достижимо. Главное – сохранять спокойствие и доброжелательность.

Догматы не нужно путать с Церковными Канонами и Богословским мнением

Необходимо навсегда запомнить, что церковный догмат ― это вероучительное определение, не подлежащее сомнению. Оно может иметь разную догматическую формулу, но неизменное содержание.

Об этом необходимо помнить всегда и не путать догмат с частным богословским мнением или телогуменом. Теологумен — вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Оно обязательно основывается на священном Писании и высказываниях святых Отцов Церкви.

Книга церковная Канон 1910 Святому мученику Вонифатию. Церковный догмат не нужно путать с церковными канонами и богословским мнением

Что же касается частного богословского мнения. То оно ― размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, необязательно встречающееся у Отцов Церкви. Догмат, таким образом, стоит выше теологуменов и частных богословских мнений.

Также не стоит путать догматы с церковными канонами ― основными церковными правилами, определяющими порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).

массовая религия

В массовой религии адогматизм проявляется в том, что ряд догматических понятий объявляется неопределимым и ряд основополагающих истин недоказуемым.

Ф. Достоевский полемизирует с Ренаном и Ге, утверждая, что в Евангелии «и учения-то нет, там только случайные слова, а главное, образ Христа, из которого исходит всякое учение».

Для митр. Сергия (Страгородского) неудобопонятны любые отвлеченные положения и формулы.

У о. Павла Флоренского узость определения софистически противопоставляется полноте Божественной жизни: «Церковь есть тело Христово, „полнота (τό πλήρωμα) наполняющего все во всем“ (Еф. 1:23). Так как же эта полнота, — το πλήρωμα, — Божественной жизни может быть уложена в узкий гроб логического определения?».

В среде представителей массовой религии бытует ложное убеждение, что «в Православной Церкви не особенно сильной была и остается потребность в догматическом формулировании веры, а также в учреждении правовых авторитетов».

Неопределимы:

Православие

Неопределенный смысл приписывается модернистским штампам:

соборность

Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает

Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.

При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.

Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению

В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:

  1. Догмат о Пресвятой Троице. Содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой три Лица во Едином — Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Догмат о грехопадении. Содержит понятие первородного греха Адама и Евы и его последствиях для человечества, которое после грехопадение изгнано из Рая и может спастись теперь только через покаяние и молитву к Господу.
  3. Догмат об Искуплении человечества от греха. Содержит понятие об искуплении первородного человеческого греха через явление на землю Иисуса Христа и его страдания на Кресте.
  4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о таинственном соединении двух природ — божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
  5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что Господь Наш Иисус Христос после распятия и крестных страданий умер, но воскрес. Это самый главный христианский догмат и вера в воскресение Христа — отличает христианина от последователей всех других религий.
  6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что после своего Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Таким образом, Христос через свою смерть, Воскресение и Вознесение даровал людям возможность получить Благодать Божию и спастись через причастие, покаяние и молитву.
  7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Говорит о том, что состоится Второй Пришествие Христа на землю. Спаситель воскресит всех умерших и будет чинить Страшный суд, после которого праведники попадут в рай, а грешники в ад.
  8. Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. В Никео-Цареградский Символом веры передается так: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Позволяет отличить Итсиную Церковь от иных человеческих сообществ и иных неправославных Церквей.
  9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Говорит о том, что после Второго Пришествия Христа все люди воскреснут, войдут в Царствие Небесное и будут пребывать там с Господом.
  10. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне. Говорит о том, что Христос представлет собой одно Лицо и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа.
  11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат говорит о том, что во Христе имеет место единая воля и единое действование, при этом Божественная и реальная человечская природа в нём различаются.
  12. Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Разрешает почитание святых икон, при этом указывает на то, что нужно не допускать их обоготворения, так как христианин не самой иконе, а Богу и Его святым, изображённым на иконе.

догматизм

Систематизация и связи

Основания философии

Догмати́зм (от др.-греч. δόγμα «мнение, учение; решение») — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

До́гма может означать: Догма, или догмат — основное положение какого-либо учения, принимаемое в рамках данного учения истинным, без требования доказательства.

Философия – этовинегрет из внутренне  и внешне противоречивых учений об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Философия отвечает всем критериям для отнесения её догмам, набору догм. Ни одно философское учение не имеет экспериментальных доказательств своих положений. Сторонники любого философского учения считают неизменными, вечными его положения, неприкасаемыми для критики.

До тех пор, пока догматизм владеет головой, не облеченной властью, это психиатрическое явление является проблемой тела, к которому прилагается эта больная голова.

Как только догматик оказывается во власти, его психиатрические отклонения отрицательно сказываются на всех подвластных.

Например, от преподавателя философии правилами обучения в университете поставлены в зависимость студенты. Следовательно, студенты — жертвы догматизма.

Путин открыто придерживается православных догматов. К тому же он патриот, государственник, почитатель славных боевых побед России, естественно русских, в первую очередь во время ВОВ. Лично я тоже преклоняюсь перед подвигом и жертвами народа во время ВОВ. Это — в нашем геноме, впитано с младенческого возраста. Но всё перечисленное — догмы. А как следует из определения, догмы неприкасаемы для критики, а их носители — догматики.

Догматизм первого, несменяемого лица в государстве, при фактически авторитарном режиме, — проблема всенародного масштаба, рано или поздно, но обязательно приводящая к тяжёлому кризису, уничтожающего все краткосрочные выгоды авторитаризма. Так случилось с царизмом, советской властью, с фашистскими Италией и Германией, монархиями, империями,  авторитарными Югославией Испанией, Португалией, Грецией, Египтом, Ливией, Сирией…

Вряд ли найдётся человек, у которого невозможно выявить ни одного догмата. Не быть догматиком в эпоху уже накопленного гигантского объема систематизированных знаний об объективной реальности и нынешней системе образования, — практически невозможно. Ибо проверить каждому на личном опыте все на свете утверждения об объективной реальности не позволяют ни материальные ресурсы общества, ни срок жизни. Но коль догматизм — явление иррациональное, то и деятельность носителя принципиально неадекватных объективной реальности идей, также ей неадекватна.

Человечество выработало защитные механизмы от догматизма. Во-первых, достойный человек сам должен выдавливать из себя каплей за каплей раба догматов (кто не выдавливает, а холит и лелеет, — явно недостойный). Во-вторых, это взаимовлияние и взаимодействие носителей разнородных догматов, частично взаимно-нейтрализующие их негативное влияние (именно поэтому все государства с моно-идеей, моно-идеологией — лузеры в историческом развитии). Нейтрализация негатива от догматизма первых лиц государства должна происходить за счёт их частой сменяемости частичными идеологическими антагонистами.

Итого: главный философский вывод — никакой философии; я знаю, что ничего не знаю, но тем самым я знаю больше того, кто полагает в отношении себя иное.

Фристайл, 5 Июль, 2020 — 05:22

Религия

Формально термин догма использовался некоторыми теистическими религиозными группами для описания совокупности позиций, формирующих самые центральные, основополагающие или существенные убеждения группы, хотя этот термин также может использоваться для обозначения всего набора формальных убеждений, определенных теистическая или нетеистическая религиозная группа. В некоторых случаях догму отделяют от религиозного мнения и то, что в доктрине считается менее значимым или неопределенным. Формальные церковные догматы часто уточняются и развиваются в их сообщениях.

буддизм

Взгляд или позиция ( пали diṭṭhi , санскрит дои ) — центральная идея буддизма . В буддийской мысли воззрение — это не простой абстрактный набор утверждений, а заряженная интерпретация опыта, которая сильно формирует и влияет на мысли, ощущения и действия. Таким образом, правильное умственное отношение к взглядам считается неотъемлемой частью буддийского пути, поскольку иногда правильные взгляды необходимо применять на практике, а неправильные взгляды отбрасывать, в то время как в других случаях все взгляды рассматриваются как препятствия на пути к просветлению.

христианство

В христианской церкви догма означает веру, передаваемую через божественное откровение и определяемую церковью. В более узком смысле официальной церковной интерпретации божественного откровения богословы различают определенные и неопределенные догмы, первые из которых изложены авторитетными источниками. такие органы, как Римская курия для католической церкви, причем последняя является общепринятой, но не получила официального определения, примером чего является природа Христа как универсального Искупителя. Этот термин возник в юридической практике поздней греческой философии, в которой он означал указ или приказ, и стал использоваться в том же смысле в раннехристианском богословии.

Христианство определяется набором основных убеждений, разделяемых практически всеми христианами, хотя способы их реализации и второстепенные вопросы варьируются в пределах христианства. Когда организация официально сообщает об этих убеждениях, их иногда называют «догматами». Официальные религиозные позиции организации можно преподавать новым членам или просто сообщать тем, кто решит стать членами. Согласие с официальным положением организации редко является требованием для посещения, хотя членство может потребоваться для некоторых церковных мероприятий. Протестанты в разной степени менее формальны в отношении доктрины и часто полагаются на верования конкретной деноминации, но редко называют эти верования догматами. Первым неофициальным институтом догматов в христианской церкви был святой Ириней в его « Демонстрации апостольского учения» , в котором содержится «руководство по основам», составляющее «тело истины».

Католицизм и восточное христианство

Для католицизма и восточного христианства догматы содержатся в Никейском символе веры и канонических законах двух, трех, семи или двадцати Вселенских соборов (в зависимости от того, является ли один из них церковью Востока , восточно-православным , восточно-православным или римско-католическим ). . Эти принципы резюмирует Иоанн Дамаскин в его « Точном изложении православной веры» , которое является третьей книгой его основного труда под названием « Источник знаний» . В этой книге он применяет двойственный подход к объяснению каждого символа веры: один направлен на христиан, где он использует цитаты из Библии, а иногда и из трудов других отцов церкви , а второй направлен как на членов христианской веры. -Христианские религии и атеисты , для которых он использует аристотелевскую логику и диалектику .

Решения четырнадцати более поздних соборов, которые католики считают догматическими, и небольшое количество указов, обнародованных папами, осуществляющими непогрешимость папы (например, см. Непорочное зачатие и Успение Марии ), считаются частью священного корпуса доктрины католической церкви.

В исламе Коран , хадис и акида соответствуют латинским терминам « догма / догматы» , хотя и по-разному в зависимости от культуры и богословия .

Догматики нужны обществу

Впрочем, не следует воспринимать слово «догма», как нечто абсолютно не востребованное в современной жизни. В частности, в юриспруденции широко используются недиалектические формальные методы. Общепринятыми догмами права являются правовые обычаи, прецеденты, юридические нормы и, наконец, законы.

Человек, работающий в этой сфере, в той или иной мере и есть догматик. Этот же подход можно также распространить и на сферу делопроизводства. Такие люди приняли профессиональные требования сознания коллективного и подчинили ему сознание личное. Если разобраться, то в нынешнем обществе полным-полно догм. Они используются для сохранения порядка и целостности общественных устоев.

Дальнейшее исследование неминуемо приводит нас к выводу о широком использовании в современном обществе, помимо диалектического, еще и формально-догматического метода. Так или иначе, всякая хозяйственная деятельность регламентируется нормативными актами (по сути – догмами).

Определение

Прагматичность с точки зрения философии – это подход к человеческой деятельности, базирующийся на принципах эффективности и полезности, что предопределяет поиск рациональных, продуманных шагов и решений. Целесообразная деятельность считается определяющим свойством личности. Американский философ Чарльз Пирс (Charles Peirce) – основоположник философского течения. Его последователь и соотечественник философ Уильям Джеймс (William James) утверждал, что за истину нужно принимать то, во что предпочтительней верить с точки зрения практичности и прока.

В повседневной жизни прагматичность проявляется в такой стратегии, которая характеризуется взглядами и поступками, продиктованными логикой и разумом, что ассоциируется с полезным, позитивным результатом. Прагматичный человек к оценке ситуации подходит конструктивно, утилитарно, без лишних эмоций. По этой причине иногда ему приходится сталкиваться с обвинениями в холодности, расчетливости, излишней рассудительности.

Здоровая прагматичность подразумевает естественное состояние здравомыслящего человека, что значит, отсутствие необходимости бороться с этой чертой характера, если она не гипертрофирована. Это свойство характера стимулирует личность развиваться, самосовершенствоваться, ставить цели и достигать их, улучшать свою жизнь. Прагматик – это человек, который преуспевает в профессиональной сфере в силу умения плодотворно использовать знания и навыки.

Отношение к безоговорочным постулатам в мире философии

Не остались в стороне от изучения данного феномена и признанные во всем мире гениальные мыслители. Догматизм – это в философии одна из характеристик того ли иного учения. Если оно использует в своей системе основоположения, не требующие проверки, оно считается догматичным.

В оппозиции к подобным схоластическим воззрениям стоят следующие течения:

1. Скептицизм

Одним из отцов-основателей данного учения считается древнегреческий мыслитель Пиррон. Он отрицал возможность постижения человеком истины. Совместно со скептиком Зеноном, Пиррон именовал догматиками всех философов, которые выдвигали утверждения, претендующие на знания об определенных вещах.

Скептицизм предписывал пользоваться формулой: «Мне так кажется» и подвергать сомнению абсолютно все существующее. В эпоху Ренессанса последователи этого течения подвергали разгромной критике идеологов античного догматизма.

2. Критицизм

В XVIII веке эстафету по осуждению догматизма перенял немецкий мыслитель Иммануил Кант. Философ утверждал, что познавательные потенции человека подлежат предварительному анализу, а затем – критике. Кант говорил, что вещи не могут быть поняты индивидом, ему под силу только отельные явления действительности.

Особенностью критической философии является то, что она задает критерии, при помощи которых можно отличить истинную информацию от ложной. Тем самым устраняются лишние иллюзии. Критицизм также задает границы человеческого познания.

3. Гегельянство

Подвергался догматизм нападкам и со стороны одного из создателей немецкой классической философии Георга Гегеля. По его мнению, приверженцы этого учения исповедуют односторонний взгляд на природу вещей, исключающий альтернативу и несовместимый с диалектикой.

внешняя ссылка

Религиозные догмы

Несмотря на стремительный прогресс, которого достигла за последние десятилетия наука, ум некоторых людей до сих пор отягощен постулатами, навязанными различными религиями и верованиями. Приверженцы тех или иных теологических концепций уверены, что именно их система взглядов верна, а все, кто думают иначе, – это «заблудшие души».

Практически всегда догмы используются как орудие манипуляции человеческим сознанием. С помощью религиозных аксиом программируется поведение целых групп людей.

Такие общности фанатиков настроены враждебно по отношению к своим идеологическим оппонентам. Печальные результаты этих противостояний человечество испытало на себе в прошлом и продолжает страдать от них и в XXI веке.

Самое интересное

Догматизм в философии

Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.

Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.

Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и иллюзий, привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания. В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления — скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом. Скептики Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.

Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм. Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что индивид не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.

Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.

Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений. Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению. Такое понимание философской действительности исключает догматизм.

Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Где же истина?

Как доказывает свою правоту догматик? Это, по мнению древних любителей мудрости, происходит в виде утвердительного монолога. Диалектики строили доказательство по-иному, предпочитая задавать вопросы в свободной дискуссии.

Догматик, даже если спрашивает, то скорее риторически, не ожидая конструктивного ответа. Его вопрос может звучать примерно так: «Вы видели, что натворил этот идиот?»

Непоколебимый догматик – это человек, имеющий сложившуюся систему убеждений, которая позволяет ему доказывать свою правоту, даже если факты говорят об обратном. Истина по определению не может родиться в споре с настоящим догматиком – он ее или утверждает, или отбрасывает.

Отношение к безоговорочным постулатам в мире философии

Не остались в стороне от изучения данного феномена и признанные во всем мире гениальные мыслители. Догматизм – это в философии одна из характеристик того ли иного учения. Если оно использует в своей системе основоположения, не требующие проверки, оно считается догматичным.

В оппозиции к подобным схоластическим воззрениям стоят следующие течения:

1. Скептицизм

Одним из отцов-основателей данного учения считается древнегреческий мыслитель Пиррон. Он отрицал возможность постижения человеком истины. Совместно со скептиком Зеноном, Пиррон именовал догматиками всех философов, которые выдвигали утверждения, претендующие на знания об определенных вещах.

Скептицизм предписывал пользоваться формулой: «Мне так кажется» и подвергать сомнению абсолютно все существующее. В эпоху Ренессанса последователи этого течения подвергали разгромной критике идеологов античного догматизма.

2. Критицизм

В XVIII веке эстафету по осуждению догматизма перенял немецкий мыслитель Иммануил Кант. Философ утверждал, что познавательные потенции человека подлежат предварительному анализу, а затем – критике. Кант говорил, что вещи не могут быть поняты индивидом, ему под силу только отельные явления действительности.

Особенностью критической философии является то, что она задает критерии, при помощи которых можно отличить истинную информацию от ложной. Тем самым устраняются лишние иллюзии. Критицизм также задает границы человеческого познания.

3. Гегельянство

Подвергался догматизм нападкам и со стороны одного из создателей немецкой классической философии Георга Гегеля. По его мнению, приверженцы этого учения исповедуют односторонний взгляд на природу вещей, исключающий альтернативу и несовместимый с диалектикой.

Догматизм отвергает возможность вариативного рассмотрения явлений и предметов. Диалектика же предусматривает умение «схватить» связь различных моментов, постичь мир во всей его многогранности.

Что такое догматизм

Понятие догма говорит необходимости восприятия чего-либо изначально истинным, без критики, научно не изучая и не обосновывая, в основном полагаясь на веру в религии или авторитет. Изначально это понятие выглядело в контексте религиозного понимания: в христианстве истинно было принятие единственности Бога, его непогрешимости и всесильности; в иудаизме – неоспорима идея о реинкарнации и карме.

Догматизм возникал одновременно с развитием религиозных концепций, которые призывали верующих безоговорочно принимать за истину все вероучения, категорически запрещалось вольная трактовка предложенных религиозных догм и считалась в глазах церкви ересью.

Догматизм в науке рассматривается не столько, как некая концепция взглядов, ее характеристики и особенности, а как необходимость сохранить в устойчивом, неизменённом виде эти взгляды и выводы, не поддавая их критике. С гносеологической точки зрения понятие догматизм возникло из неосознанного игнорирования изменений и динамичности развития, преувеличенного восприятия истинности утверждаемого, избегания проверки и логического объяснения.

Психологические корни догматической концепции лежат в том, что мозг инертный, ему легче принять истину, чем объяснять ее. Существует склонность к стереотипному восприятию, предрасположение скорее к консервативному прошлому, чем к творческому и неизвестному настоящему и будущему.

С социальной стороны догматизм проявляется в желании сберечь текущее положение дел, оставить в неприкосновенности индивидуальный или групповой статус. Догматизму противопоставлено мышление, основанное на факте конкретности истины, ее определенности в рамках функционирования, условий формирования, целей, времени и места применимости.

Догматическое мышление из своей принципиальной позиции извращает суть первоначальных моральных позиций, так как автоматически перелаживает функции присущего данной ситуации морального принципа на другие ситуации, в результате чего теряется ее значение, возможно, превращается в ее противоположность. Например, добро воспринимается злом, если оно есть причиной безнаказанности преступлений.

По сути, догматическое мышление присуще для консервативного морального сознания категории человечества, которое привержено к идее абсолютизму: существования постоянно действующих моральных и универсальных принципов, которые против социального прогресса. Примером тому есть религиозный догматизм, суть которого в твердом утверждении благодатности моральных принципов веры, откровения с одновременным игнорированием довода разума, критического мышления, развития науки. Часто догматизм проявляется через фанатизм или формализм

При догматическом, абстрактном мышлении в изучении теоретических, исторических, политических проблем не берутся во внимание факторы времени и места

Причиной кризисных моментов в экономике, духовной сфере и социальной может являться догматизм. То, что не соответствует нормам, слаженным канонам и догмам нашего понимания и восприятия считается подозрительным и подлежит сомнению. Истоками такого мышления есть непрофессионализм и приспособленчество.

Краткая история и синонимы к слову «догма»

В переводе с эллинского (др. -греч.) языка понятие «δοκεω» означает «мнение, положение или постановление». Первоначально этот термин появился в философских учениях. Уже потом «догма» распространилась в религии, политике, медицине, праве, других науках и сферах жизнедеятельности общества.

Интересно, что слово «догма» в разные времена обладало различными оттенками смысла, хотя в большинстве философских и энциклопедических словарей даются практически схожие определения.

Именно поэтому до сих пор сохраняются некоторые разделения, определившие такой широкий круг синонимов:

  1. безапелляционность;
  2. схоластика;
  3. прямолинейность;
  4. формализм;
  5. доктринерство;
  6. стереотип;
  7. стандартность;
  8. штамп;
  9. безынициативность;
  10. ограниченность.

В зависимости от области, тематики и непосредственного контекста одно и то же понятие может употребляться по-разному. В качестве примеров, иллюстрирующих «разброс» смысловой нагрузки догматов, можно привести несколько живучих стереотипов:

  1. Сапожники – пьяницы, торговцы – воры, гаишники – взяточники;
  2. Очкарик – значит, интеллигент;
  3. Политики – лжецы;
  4. Евреи – всегда при деньгах;
  5. Богатые – испорченные и бессердечные, бедные – страдающие и хорошие;
  6. Сидишь в декрете – ничего не делаешь, работа по дому – это не труд;
  7. Цирроз печени – значит, алкоголик…

На этих примерах несложно отследить значение такого специфического понятия, как догматическое мышление.

Резюме

В ситуации, когда по ряду причин, истец подаёт иск в суд о назначении алиментов довольно поздно, судья может осуществить взыскание долга по детским деньгам за три года. Но, это возможно лишь при условии принятия со стороны истца определённых активных действий, как то: написание письма, попытке получить судебный приказ и др.

Каждая ситуация имеет свои нюансы и особенности, не учитывая которые невозможно получить положительное решение суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector