Детская депрессия: причины, симптомы, как лечить
Содержание:
- Депрессия у детей: причины
- Основные признаки депрессирующего ребенка
- Лучше взрослых лечите
- Рассказывают мамы
- Лечение депрессии у детей
- Разновидности детских депрессий
- Где искать помощь при детской депрессии, расстройства психики у подростков?
- Диагностика и профилактика
- Причины
- Может, мой ребенок просто ленится и не хочет ничего делать? Или просто расстроен? Как понять, что ему действительно плохо?
Депрессия у детей: причины
Каждому из нас периодически бывает свойственна грусть и состояние беспомощности. Однако переход такого состояния в затяжное имеет особые клинические симптомы — подавленное настроение, в котором пациент пребывает практически всегда, потеря интереса к тому, что его окружает, а также мысли о смерти и суициде. В таком случае психиатры и психотерапевты используют термин «клиническая депрессия».
Депрессия может возникать не просто по причине «затянувшегося плохого настроения». Здесь все гораздо серьезнее, ведь заболевание может быть связано и с наследственными факторами, и с социальными, и даже с физиологическими. К примеру, депрессию в детском возрасте способно спровоцировать не только отвращение к воспитателю в детском саду или развод родителей, ее причиной могут стать особенности биохимических изменений в организме, которые будут вызывать у малыша подавленное состояние и беспричинную грусть. Обычно родители не обращаются за помощью к специалисту, если ребенок постоянно грустит и часто выражает недовольство: они полагают, что у него «просто скверный характер» или «он капризный и избалованный». Конечно, при физиологических проблемах такого ребенка отведут к педиатру. Однако статистика показывает, что всего 5% педиатров могут распознать «замаскировавшуюся» депрессию у детей. Какие же «маски» она может надевать? Самые распространенные — начиная от банальной лени и нежелания слушаться родителей до дерматитов, кишечных колик, головных болей, проявлений анорексии и т.д..
И уж тем более мало кто из родителей знает о возможном развитии анаклитической депрессии у детей, которая возникает у младенцев 4-6 месяцев жизни, оставленных матерью. Даже новорожденный малыш может впасть в депрессивное состояние, отказываясь от еды и мучаясь бессонницей. Специалисты-неонатологи утверждают, что в определенных случаях такой недостаток эмоциональных контактов даже способен привести к смерти малыша.
В отличие от детской депрессии, подростковая «выглядит» несколько иначе. Поэтому и проявления депрессии у детей и подростков разные. Подростковые особенности — чувство тоски и недовольства. Подросток мало общается, хотя внешне он подвижен. Его типичное поведение — бегство из среды, где еще вчера он привык быть веселым и жизнерадостным, но сегодня это стало для него невыносимым. Поэтому утром он делает вид, что собирается в школу, но плохое настроение заставляет его не идти в класс, а бесцельно бродить по коридорам, прятаться в кино или на улице. Депрессия у детей школьного возраста не проявляется в каких-то «философских рассуждениях». У молодых людей все проще, а их переживания, как правило, направлены на самих себя: «У меня волосы просто ужасные, я некрасивая и толстая», «У меня невыносимый характер, поэтому моя мама страдает», «Я слабый, так что вряд ли могу кого-то защитить». Однако вызвать подростка на такие откровенные высказывания довольно сложно — обычно эти мысли вслух они произносят вовсе не перед родителями или друзьями, а перед врачом, да и то после многократных встреч.
Сами же родители даже не предполагают, что у их ребенка депрессия, ведь они ведут подростка к доктору не с жалобами «на плохое настроение», а с симптомами головной боли, ожирения или резкого снижения веса, с болями в области сердца и ощущениями нехватки воздуха, проявлениями бронхиальной астмы и проблемами ЖКТ. Кроме того, депрессия у детей способна «прятаться» не только за симтомами болезней, но и за агрессивным или распущенным поведением подростка — такое поведение психологи обычно называют «асоциальным».
Когда депрессия у детей подросткового возраста достигает серьезной стадии, даже самый наблюдательный родитель вряд ли опознает ее симптомы. В таком состоянии вызвать подростка на откровенность практически невозможно, ведь на вопрос о плохом настроении он будет либо все отрицать и агрессивно реагировать на любое «вмешательство», либо вовсе уйдет в себя и откажется общаться. Такое игнорирование обычно сопровождается полным бездействием — когда подросток перестает выходить из своей комнаты и подолгу лежит в кровати, глядя в одну точку. В таком подавленном состоянии ребенок перестает общаться с адекватными ровесниками и переходит в «плохие» компании. Застать его в хорошем расположении духа практически невозможно: он постоянно вмрачен и пессимистичен. Родители надеются, что с возрастом все эти проявления уйдут также, как и начались. И мало кто догадывается о том, что подростковые изменения могут быть никак не связаны с диагнозом детской депрессии.
Основные признаки депрессирующего ребенка
- Неконтролируемое чувство страха. Все мы чего-то боимся, но у адекватных людей это состояние имеет разумные пределы. Ребенок в состоянии депрессии пугается буквально всего и всех. Особенно его мучают мысли о смерти, которые он не в состоянии контролировать.
- Необъяснимые перепады настроения. Многие из нас подвержены эмоциональным вспышкам, если дело не касается людей-флегматиков. Однако неконтролируемый процесс в виде хохота, переходящий тут же в истерику, должен заставить задуматься любого родителя.
- Общее нарушение сна. В данном случае наблюдается впадение в крайности: постоянное ощущение ребенком потребности во сне или кардинально другая напасть — бессонница. При этом его мучают ночные кошмары, которые приводят к страху наступления темноты и поры отдыха. Ребенок перестает видеть в этом положительный момент и естественную потребность человека во сне, опасаясь опять встретиться с ужасными видениями во сне.
- Синдром хронической усталости. Очень часто из-за бессонницы школьник в буквальном смысле спит на уроках, а малыш — на занятиях в детском саду. Однако даже при отличном сне у такого ребенка все валится из рук из-за обессиленного организма. На этом патологическом фоне может благодатно развиваться депрессия, которая способна стать хронической.
- Нарушение аппетита. Данный фактор является еще одним тревожным сигналом о начале проблем в психологическом состоянии ребенка. В этом возрасте у детей должен быть хороший аппетит, который может иметь отклонения исключительно в виде нежелания употреблять определенные продукты.
- Чувство беспомощности. Ребенку свойственно часто искать поддержку у взрослых людей, но иногда подобное поведение принимает навязчивую форму. У детей с депрессией данное чувство доминирует над позитивными эмоциями, вводя не сформировавшуюся личность в стресс.
- Резкое изменение предпочтений. Все, что радовало ребенка до этого, становится при депрессии досадной обузой. Любимое занятие приносит теперь не эстетическое наслаждение, а полное отторжение и очевидный протест у некогда покладистых сына или дочери.
- Стремление к уединению. Побыть в одиночестве иногда полезно, чтобы разобраться в некоторых жизненных моментах. Однако осознанная самоизоляция на протяжении длительного периода — тревожный сигнал о наличии у ребенка проблем с восприятием окружающего мира.
Помните! Признаки детской депрессии бывают часто завуалированы, но определить их все же можно. Следует просто повнимательнее присмотреться к своему ребенку, спасая его при этом от душевной травмы.
Лучше взрослых лечите
Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!
В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.
Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – . Это что же – всех лечить?
Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?
«Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.
Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.
К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.
Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.
Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».
«Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…
Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.
Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».
«Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.
Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.
Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».
Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.
Рассказывают мамы
Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.
Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.
Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?
Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…
Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».
Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.
Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».
Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.
В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал
Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения
Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».
Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.
Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».
Лечение депрессии у детей
Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).
При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.
Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.
Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).
Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.
Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).
Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.
В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п
В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни
12.10.2011Статья предоставлена Детской поликлиникой «Маркушка»
Разновидности детских депрессий
В детском и подростковом возрасте чаще встречаются следующие виды депрессий:
Адинамическая
Ухудшается внимание, поведение ребенка требует контроля и стимулирования, снижается работоспособность. Ребенок отказывается посещать школу
Но дома дети страдают от безделья, сонливости (утренней), тревожности и страхов (вечерних), истерических реакций по самым незначительным поводам. К вечеру настроение поднимается, поведение становится оживленнее. Но именно эта активность побуждает детей и подростков на уход из дома и попадание в асоциальные компании. Будучи внушаемыми и ведомыми, подростки легко оказываются в неприятных ситуациях. На почве поведенческих нарушений ребенка ведут к психиатру или психологу.
Дисфорическая. Преобладает недовольство окружающими людьми, раздражительность, злоба, ярость и агрессия. Дети винят окружающих в своих бедах, чувствуют незаслуженную обиду. Как следствие этого – ведут себя вызывающе, грубо, драчливо. Отмечаются побеги из дома, правонарушения. На свою злобу не жалуются. Окружающих смущает дезадаптация ребенка в школе, нарушения поведения, зависимости. Подростка просто считают «трудным» и списывают все на плохое поведение, а не депрессию. От этого высок риск суицида.
Психопатоподобная депрессия маскируется за акцентуациями и патологиями характера, проблемным поведением. На самом деле агрессия, злобность, истерия, возбудимость, аддикции – попытки ребенка защитить себя, избавиться от травмирующих чувств, улучшить свое состояние. Очень велик риск попадания в асоциальные компании и зависимого поведения: алкоголь, наркомания, курение.
Унлюст-депрессия. Ребенок становится угрюмым и придирчивым, он недоволен собой и окружающими, враждебно настроен, недоверчив к окружающим и даже к близким людям. Человек не стремится получить удовольствие, он ненавидит весь мир, ворчит. Но при этом подросток не чувствует упадка настроения. В отношении слабых и беззащитных людей ненависть превращается в унижения и жестокие избиения. Ребенок замкнут, совсем бросает школу. Дома он становится тираном. Часто случаются суицидальные попытки, притом хорошо обдуманные.
Астеноподобная. Из названия ясно, что ее часто путают с астенией. У ребенка преобладает утомляемость, раздражение и истощение. О своем состоянии дети сообщают: жалуются на головные боли, утомляемость, слабость, проблемы с памятью, непереносимость внешних раздражителей (свет, звук). Когнитивные ухудшения выражены утром, а к вечеру ребенок становится весьма работоспособным и подвижным. При астеноподной депрессии снижается аппетит, нарушается сон. Дети плохо понимают свое настроение, иногда могут говорить о скуке. К психиатру ребенка приводят с подозрением на задержку в развитии, неврастению или астению.
Ступидной депрессии больше подвержены школьники. Возникает умственная заторможенность: резкое снижение успеваемости, ухудшение способности усваивать новый материал, проблема сосредоточения внимания, ухудшение памяти. К психологу ребенка ведут с подозрением на умственную отсталость для изучения уровня интеллекта.
Боязливая депрессия. Чаще встречается у дошкольников и младших школьников. Вся жизнь ребенка пропитана страхами за себя и окружающих. Усиливается страх вечером и ночью. Дети заторможены, плаксивы, тревожны и тоскливы. К психологу родители отводят ребенка из-за подозрений на аутизм.
Где искать помощь при детской депрессии, расстройства психики у подростков?
Помощь при детской депрессии, расстройства психики у подростков
Депрессия — это болезнь, и стоит знать, куда обратиться за помощью. Где искать помощь при детской депрессии, расстройства психики у подростков?
Основными методами лечения депрессии являются:
- Нефармакологические методы в форме психотерапии
- Медицинские средства и включение лекарств
Индивидуальной, групповой и семейной психотерапией руководит человек, который является сертифицированным психотерапевтом (а не просто психологом). Обычно это психолог или психиатр, который прошел соответствующее обучение в течение нескольких лет и получил звание психотерапевта.
Фармакологическое лечение:
- Должно быть начато, если только психологический эффект не оказывает влияния.
- Использование лекарств является дополнительным методом психотерапии.
- Психиатр ребенка и подростка решает вопрос об использовании лекарства.
- Комплексное лечение депрессии обычно проводится в психиатрической клинике.
Когда у ребенка повышенная склонность к саморазрушающему поведению и существует риск самоубийства, может потребоваться госпитализация в психиатрическое отделение для детей и подростков.
Депрессия является хроническим, рецидивирующим и опасным для жизни заболеванием. Ее лечение длится долго, часто психотерапия усиливается фармакотерапией. После первого эпизода депрессии существует серьезный риск другого. Помощь ребенку начинается с понимания и признания его болезни как серьезного заболевания. Удачи!
Диагностика и профилактика
При появлении симптомов, характеризующих болезнь, необходимо постоянно наблюдать за ребенком. В первую очередь следует вызвать малыша на откровенный разговор, постараться узнать, какие вопросы его тревожат. При этом не стоит повышать голос, высмеивать важные для него проблемы, иначе ребенок еще больше замкнется в себе. Если подавленное состояние наблюдается в течение 3 и более недель, то необходимо обратиться сначала к педиатру.
Педиатр проводит осмотр, беседует с родителями и на основе полученной информации выписывает направление к узким специалистам. Консультация хирурга, гастроэнтеролога, дерматолога необходима для проведения лабораторных исследований, с целью обнаружения скрытых болезней. Затем следует посетить невролога, который назначит УЗИ, МРТ головного мозга, чтобы исключить наличие биологической основы развития депрессии.
В последнюю очередь маленький пациент направляется на консультацию к психиатру. Врач наблюдает за поведением ребенка, оценивает его эмоциональные реакции во время беседы, определяет наличие психологических факторов, влияющих на психику. Часто проводится обследование с помощью специальных рисуночных тестов. Затем врач анализирует результаты осмотров всех специалистов, ставит диагноз и назначает лечение.
Но всем родителям под силу снизить риск появления депрессивных расстройств у детей. Для этого необходимо больше общаться с ребенком, интересоваться его успехами в детском саду или школе
Важно спрашивать мнение маленького члена семьи и затем учитывать при решении домашних вопросов (например, если идет ремонт в комнате малыша, то можно узнать, какие изменения он хотел бы видеть). Следует знать, с кем дружит ребенок, чем увлекается, и по возможности водить его на занятия в кружки и секции
Причины
Основные причины депрессии у детей:
- родовые травмы, патологии во время беременности и родов;
- наследственная предрасположенность (наличие заболевания у близких родственников);
- патология в семейных отношениях. Важным фактором развития психически полноценного ребенка являются бесконфликтные отношения в полной семье. Но в каждой семье, зачастую, есть свои проблемы. Некоторые дети растут в семьях, где родители в разводе. Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков родителями может так же спровоцировать развитие данного заболевания. Неправильный стиль воспитания, например, чрезмерная опека родителей, также негативно влияет на нормальное развитие психики ребенка и делает его уязвимым для депрессивных состояний. Ребенок не может обходиться без постоянной поддержки со стороны близких;
- проблемы в ранней социализации. Отношения в детском садике и в школе со сверстниками также сказываются на эмоциональном состоянии. Стресс и психические травмы, которые ребенок получает в школьные годы, нередко становятся причиной развития депрессии у детей и в дальнейшем у подростков.
При медицинском обследовании патологии не выявляются.
Может, мой ребенок просто ленится и не хочет ничего делать? Или просто расстроен? Как понять, что ему действительно плохо?
Депрессия — это не то состояние, которое можно преодолеть усилием воли. Это стойкое отсутствие интереса к любой деятельности, которое сопровождается чувством печали. Часто такое состояние может вызывать суицидальные мысли, нарушения режима сна и бодрствования и даже физические симптомы вроде болей в голове и животе, постоянном чувстве усталости. Может казаться, что человек ленив, не хочет ничего делать, на самом деле он будет находиться в состоянии апатии, которое является одним из симптомов депрессии.
Очень часто депрессия маскируется под перепады настроения, а иногда и сам подросток не идет на контакт, изолирует себя от семьи и друзей и не хочет говорить о своем настроении. Не нужно игнорировать такое состояние, потому что оно может закончиться серьезными последствиями — асоциальным поведением или, в худшем случае, например, попыткой самоубийства.
Не стоит сразу примерять на подростка ярлыки, ведь он может быть болен, поэтому так важно знать о симптомах депрессии и общаться со своим ребенком. Аккуратно выведите его на разговор, расположите его к себе, дайте понять, что вы на его стороне и вам не все равно
Начните разговор с этих фраз:
«Давай поговорим с тобой об этом, мне это важно»
«Давай подумаем, как мы можем решить эту проблему»
«Ты много значишь для меня, меня беспокоит твое состояние»