Психологическое сопровождение адаптации детей к обучению в общеобразовательной школе как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья материал на тему
Содержание:
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по рисованию нетрадиционным способом (ладонью) с детьми с ОВЗ «Осеннее дерево»
- Специфика комплексных центров
- Понятие «инвалидность»
- В каком порядке проводится социальная адаптация?
- Несколько слов по теории вопроса
- Миссия организации занятий
- Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
- Как проходит социальная адаптация?
- Что следует учесть воспитателю во время работы с особыми детьми?
- Общеобразовательная или спецшкола?
- Общая информация об инвалидности у детей
- Перечень программ
- Какие заболевания входят в ОВЗ
ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по рисованию нетрадиционным способом (ладонью) с детьми с ОВЗ «Осеннее дерево»
Публикация «Конспект занятия по рисованию нетрадиционным способом (ладонью) с…»
Мастер класс по рисованию не традиционным способом.С детьми с ОВЗ. Рисование с ребенком проходит индивидуально, рука в руке. Ребенку предлагаются цвета на выбор. Предварительно проговаривается цвета осени и что будем рисовать. Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике…
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ
Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам: Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром. В этом блоке сформулированны цели и задачи занятий, представлено познавательное содержание,…
План-конспект сюжетно-ролевой игры на тему «Больница» в старшей группе для детей с нарушениями слуха
( Занятие рассчитано на коррекционную группу. Для детей с нарушениями слуха. Тема: «Больница». Цель: — расширять у детей представления о труде работников больницы; — формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. Задачи: — развивать у детей…
План-конспект индивидуального занятия по рисованию пальчиками «Тарелочки» в ясельной группе для детей с нарушениями слуха
( Занятие рассчитано на коррекционную группу. Для детей с нарушениями слуха) Цель: Продолжать развивать у детей пальчиковую моторику руки. Задачи; — продолжать учить детей работать на листе бумаги круглого формата; учить детей аккуратно и последовательно выполнять задание; -…
ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия для детей с нарушением слуха «Игрушки»
Статья «Конспект занятия для детей с нарушением слуха…»
Цель: обучению детей чтению с губ названий игрушек, ознакомление детей с тем, что окружающие их предметы могут быть названы не только письменно (при помощи табличек) и дактельно, но и устно (путем работы речевого аппарата); развитие способности соотносить изображение устное…
Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Перелетные птицы» для детей с нарушениями речи
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ. Цель: активизация и расширение словаря детей по теме «Дикие животные наших лесов», «Перелетные птицы». Задачи: — образование притяжательных и относительных…
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе для детей с нарушением слуха «Мишка»
Цель: Продолжать учить детей делать игрушки из бумаги на основе цилиндра. Задачи: Коррекционно-обучающие: -Закрепить у детей умение создавать цилиндр из прямоугольника. -Учить детей самостоятельно оформлять поделку деталями(глаза, нос, рот, украшения) -Активизировать словарь…
Конспект ООД по аппликации в средней группе для детей с нарушением слуха «Весенний цветок»
Цель: Учить детей наклеивать композицию из цветной бумаги . Задачи: Коррекционно-обучающие -Закреплять у детей умение наклеивать готовые детали по подражанию- -закреплять названия основных цветов (красный,зелёный, синий, жёлтый) -Закреплять навыки работы с клеем….
Страницы:
…
Специфика комплексных центров
В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.
Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:
- Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
- Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
- Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
- Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.
Развивающее занятие в ГАУ НСО
Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:
- Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
- Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
- Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.
Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:
- стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
- полустационар (для жителей близлежащих районов);
- стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).
Понятие «инвалидность»
Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.
Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий». Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д. В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.
Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.
В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично недееспособный человек – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».
Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.
Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.
В каком порядке проводится социальная адаптация?
Действующими нормативно-правовыми документами определены несколько этапов привыкания ребёнка с ОВЗ в обществе, которые приведены в таблице ниже.
Уровень | Характеристика |
---|---|
Неудовлетворительный | Ребёнок не в состоянии приобретать первоначальные навыки и приспосабливаться к психологической обстановке в новой окружающей среде. Несовершеннолетний имеет постоянные заболевания по этой причине. |
Неполный | Адаптация ребёнка затруднена при помещении его в новую социальную среду. |
Удовлетворительный | Несовершеннолетний полностью адаптировался при помещении его в новое общество. Они имеют полноценные навыки к самообслуживанию, выполнению функциональных обязанностей и соблюдению дисциплин. |
Первоначально, для детей с ограниченными возможностями проводят экскурсию, помогающую ознакомиться с новой окружающей средой и социумом.
Это помогает познакомиться с другими детьми, наладить взаимоотношения, завести новые знакомства и друзей.
В практическом применении, используются следующие меры деятельности:
- Наглядные;
- Практические;
- Воспитательные.
Для достижения скорейшей социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями используются различные игровые мероприятия, которые делают образовательный и воспитательный процесс легче. В процессе игры вовлекается намного больше детей, чем при простой подаче материала.
Родители постепенно предоставляют ребёнку возможность самостоятельно обеспечивать себя, что придает ему уверенности.
Этот этап реализуется в течение нескольких месяцев, при проведении реабилитационных мероприятий.
Основными задачами социальной адаптации являются следующие:
- Постоянный контроль за развитием несовершеннолетнего;
- Преодоление трудностей, которые возникают при получении образования;
- Окружение ребёнка с ограниченными способностями только положительными эмоциями;
- Предоставление информации об отличительных особенностях личностного формирования ребенка с ОВЗ, его обучении и адаптации несовершеннолетнего в социуме.
Проведение мероприятий по получению образования таких детей возможно одновременно несколькими способами, которые приведены в таблице ниже.
Если несовершеннолетние с ОВЗ посещают учреждения совместно с полностью здоровыми детьми | Не имеющих ограничений по состоянию здоровья. В особенности это относится к школам, преподающим стандартные обучающие программы. В таких учебных заведениях нет различия между категориями детей. |
При устройстве ребёнка в образовательное учреждение | Имеющее специальный класс для таких детей. |
Несколько слов по теории вопроса
Дети с ОВЗ — это малыши с ограниченными возможностями здоровья, в связи с которыми воспитанники ДОУ не могут осваивать учебно-воспитательную программу без обеспечения для этого особых условий организации процесса образования. К категории малышей с ОВЗ относятся ребята, имеющие:
- нарушения зрения, слуха, речи;
- проблемы в опорно-двигательном аппарате;
- отклонения в интеллектуальном развитии;
- выраженные нарушения эмоционально-волевого характера (агрессивность, плаксивость, пассивность, «зацикленность» на одной эмоции);
- диагноз аутизм;
- задержку психического развития (ЗПР);
- комплексные нарушения развития (то есть более одного отклонения из перечисленных выше).
Чтобы ребёнок получил возможность обучаться в особых условиях, нужна официальная бумага, подтверждающая статус малыша с ОВЗ. Таким документом является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Именно ПМПК определяется тип ДОУ, в котором будет заниматься малыш.
Детям с ОВЗ нужны специальные условия организации учебного процесса
Типы ДОУ для особенных детей
Согласно Федеральному закону дети с ОВЗ могут заниматься в детских садах:
- комбинированной направленности, то есть дети с ОВЗ обучаются в группах для обычных малышей;
- компенсирующей (реабилитационной) направленности, то есть в ДОУ организованы специальные малочисленные группы для детей с выраженными трудностями в работе по учебно-воспитательной программе, например, для ребят с плохим зрением, слухом и т. д., а также группы для малышей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих респираторными заболеваниями.
Таблица: численность групп компенсирующей направленности по видам ОВЗ
Вид ОВЗ | Количество детей в группах компенсирующей направленности | |
до трёх лет | старше трёх лет | |
Дети с тяжёлыми нарушениями речи | 6 | 10 |
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи | — | 12 |
Глухие дети | 6 | 6 |
Слабослышащие дети | 6 | 8 |
Слепые дети | 6 | 6 |
Слабовидящие дети, дети с амблиопией — понижением зрения из-за функционального расстройства зрительного анализатора, косоглазием | 6 | 10 |
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 6 | 8 |
Дети с задержкой психического развития | 6 | 10 |
Дети с умственной отсталостью лёгкой степени | 6 | 10 |
Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой | — | 8 |
Дети с аутизмом | — | 5 |
Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) | 5 | 5 |
Дети с иными ОВЗ | 10 | 15 |
Численность детей в группе определяется видом ОВЗ и возрастом малышей
Миссия организации занятий
Совместная с коллективами малышей с ОВЗ деятельность педагога заключается в:
- обеспечении условий для устранения нарушений в умственном, речевом и эмоционально-волевом развитии (благодаря проведению занятий, работы с семьями особенных малышей);
- создании благоприятных условий для проведения психологической адаптации к условиям товарищеского сотрудничества с обычными детьми в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса (например, организация совместной деятельности в мини-группах со здоровыми малышами);
- воспитании у окружающих детей и взрослых осознание того, что ребята с ОВЗ не должны быть на обочине жизни (в том числе и благодаря привлечению малышей в организацию и участие в развлечениях).
Задачи работы конкретизируют эти цели и состоят в следующем:
- стимуляция развития любознательности в виде базы познавательной деятельности малышей (для этого педагог должен найти подход к каждому малышу с ОВЗ, чтобы в итоге ребёнок мог проявлять познавательную активность, не замыкаясь на своих недостатках);
- обеспечение условий для совершенствования визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия мира, а также мышления и памяти;
- обучение сравнению, элементарному анализу, классифицированию и обобщению;
- развитие общей и мелкой моторики;
- отработка навыков коммуникации (малыши с нарушениями зрения учатся не только определять людей рядом и здороваться с ними, но и грамотно выстраивать приветственный диалог);
- тренировка произвольности внимания (ребята учатся концентрироваться на задании);
- введение приёмов для позитивной мотивации к дальнейшему обучению;
- проведение бесед и тренингов для семей, в которых есть малышей с ОВЗ.
Детский сад призван помочь ребятам с ОВЗ социализироваться
Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
1. Тематические экскурсии
2. Семейные вечера отдыха
3. Дискотеки
4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах
5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку
6. Концерты детей-инвалидов
7. Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой
8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов
9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами
10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.
11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов
12. Праздники первоклассника
13. Благотворительные экологические праздники с участием журналов “Свирель” и “Лазурь”
14. Творческие встречи с писателями и артистами
15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов
16. Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов
17. Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидам
Как проходит социальная адаптация?
Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью. В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование
При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче
Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка. В число методов соцадаптации входят:. В число методов соцадаптации входят:
В число методов соцадаптации входят:
- общение с учеником, а также консультирование его родителей;
- обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
- сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.
Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.
В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:
- удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
- неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
- неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.
При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:
- ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
- мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
- человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.
Что следует учесть воспитателю во время работы с особыми детьми?
Прежде всего, воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ, должны понимать, что обучение особых детей требует несколько иных подходов. Традиционные методы взаимодействия не подойдут
Такие дети быстро устают, могут иметь моторные трудности, низкую работоспособность, рассеянное внимание, расторможенность или, наоборот, заторможенность
Поэтому стоит дать им чуть больше времени на еду и одевание, сократить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности. В работе с такими детьми больше, чем обычно, требуется индивидуальный подход и учет особенностей ребенка.
Индивидуальный подход не означает, что малыша с ОВЗ следует отделять от группы здоровых сверстников. Наоборот, следует включать его в общий процесс, давая ему посильные задания, создавать атмосферу доброжелательности.
Понимая, что особенности поведения и сниженные способности ребенка к обучению — следствие его болезни, а не капризов, педагог должен корректно оценивать динамику его развития
В педагогической работе важно найти положительные стороны личности малыша, сохранные функции, и опираться на них в обучении и воспитании
Общеобразовательная или спецшкола?
Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.
В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.
Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.
Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:
- привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
- наладить режим дня;
- научить общаться с другими детьми и взрослыми.
Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада. Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу
Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу
Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.
Общая информация об инвалидности у детей
Правовые основы
Вопрос адаптации детей с инвалидностью регламентирован несколькими нормативными актами:
- ФЗ № 181, где содержатся основные моменты, касающиеся социальной адаптации инвалидов.
- Приказ Минздрава № 117, где отражены понятия инвалидности у малышей и адаптации.
Скачать для просмотра и печати:
Адаптация
Проблема социальной адаптации людей с инвалидностью актуальна во всем мире. Основная задача, которая требует решения — воспитание детей с нарушениями интеллекта в существующей социальной среде, чтобы они могли быть полноценными членами общества, взаимодействовать с другими детьми.
Проблемы в области социальной адаптации инвалидов есть и будут всегда, именно по этой причине используемые сейчас программы становится все сложнее реализовывать.
Сейчас для социальной адаптации используются разнообразные коррекционные методики, работа воспитателей, отличающаяся индивидуальным подходом к каждому малышу.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители
Можно выделить несколько групп проблем, возникающих в семье, где появляется на свет ребенок с инвалидностью:
- Взаимоотношения. Если в семье есть другие дети, они лишаются внимания со стороны родителей. Сами родители, в свою очередь, отдаются от других людей, что может стать причиной ее распада.
- Воспитание и образование малыша. Достаточно часто у родителей просто нет достаточных знаний о том, как именно воспитывать и чему учить такого малыша.
- Отсутствие знаний. Часто родители переоценивают или, напротив, недооценивают дефект ребенка.
- Отношение к малышу. Конечно, никому не хочется иметь ребенка с недостатками, поэтому для родителей появление такого малыша на свет — потрясение. Желательно на этом этапе обратиться за помощью, так как страх и стыд могут привести к необратимым последствиям.
- Отношение общества. Сверстники часто относятся к таким детям с пренебрежением и даже с негативом.
Оказание социальной помощи
Среди социальных льгот, которые предоставляются семьям, где воспитывается ребенок с инвалидностью, можно выделить:
- Возможность бесплатного получения рецептурных препаратов.
- Получение путевок на санаторно-курортное лечение.
- Бесплатный проезд в городском транспорте.
- Скидка 50 процентов на проезд в междугородном транспорте для ребенка с инвалидностью и сопровождающих его лиц.
- 50 процентная скидка на проезд к месту лечения в течение года. Один раз в год такая поездка обходится бесплатно.
- Постановка на учет для обеспечения жилым помещением, если у семьи есть такая потребность.
- Скидка на оплату коммунальных услуг.
Перечень программ
Благодаря социальной адаптации детей с ОВЗ удается сформировать личность и выпустить ее в общество.
Чаще всего для этого ребенок направляется на обучение в обычную общеобразовательную школу, где вся его программа реабилитации проходит на индивидуальных условиях. При наличии отличий от нормального в поведении, малыша отправляют в специализированное учебное заведение, где учеба носит индивидуальный характер.
Как показывает практика, для нормальной жизнедеятельности такого ребенка требуется именно индивидуальный подход, так как он способствует его социальной адаптации, малыш перестает быть замкнутым в себе и начинает общаться.
Сейчас наибольшей популярностью и эффективностью пользуется пескография и прочие методики, предлагаемые ведущими специалистами.
Чтобы социально адаптировать таких детей, постоянно разрабатываются дополнительные программы, в которых отображаются нюансы воспитания таких малышей.
Еще один доступный вид соцадаптации ребенка — лепка с использованием красочных материалов. С помощью таких занятий у малыша формируется интерес к эстетике, художественное видение предметов.
Для такой работы может использоваться любой материал, отвечающий требованиям ГОСТ. Чаще всего используются грязь и соленое тесто.
В ходе таких занятий достигается сразу несколько целей:
- Улучшение психического состояния ребенка.
- Синхронизация действий его рук.
- Развитие разных типов мышления.
- Выработка умения достигать поставленной цели.
Важно! Целью таких программ является не только социальная адаптация ребенка, но и выработка у него простейших привычек, которые позволят в будущем позаботиться о себе и о своих родственниках.
Какие заболевания входят в ОВЗ
В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.
Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.
Группы детей с ОВЗ | Описание заболеваний |
---|---|
Дефекты слуха | 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки. |
Аномалии зрения |
1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2 |
Нарушения речи |
1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания. |
Дефекты опорно-двигательного аппарата |
В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; |
Нарушение интеллекта |
1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков. |
Аномалия аутистического спектра | Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий. |