Криминалистика

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

  • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

  • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

  • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

7.

Теперь об «игре вообще». Игра  это
определенная целостная реальность, обязательно
как-то соотносящаяся с существующим миром
(«кусок жизни»). Способы соотнесения те же, уже
упоминавшиеся: системно-моделирующий и
гуманитарно-культурный, причем друг другу они
отнюдь не мешают, но, конечно, какой-то может быть
приоритетным.

В этой реальности действуют и общаются люди.
Соответственно, игры
является получаемый людьми опыт действий и
общения  причем вполне реальных действий и
реального общения. Этот опыт неизбежно имеет
отношение к «внеигровому» миру, поскольку
отношение к нему имеет игровая реальность.
Составляющими опыта могут быть и знания, и
эмоциональные впечатления, и навыки, и какое-то
понимание (озарение, катарсис), и выработанное
или измененное отношение  к чему-то или к себе 
и многое другое.

Цели организаторов сводятся к тому, какой опыт
должны (желательно) получить играющие и/или сами
организаторы.

Что касается желания «зашибить бабки» (или
вопроса о «прикладности» игры), то это
определяется тем, какое содержание игры можно
продать, то есть какой опыт предложить людям.
Продавая игру, мы продаем определенный опыт,
точнее, возможность получения опыта. Выявление и
оценка полученного людьми опыта  это уже другой
сложный вопрос.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия  бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Когда лучше применять подстройку, а когда – имитацию?

Если вы приняли ответственное решение осваивать искусство раппорта, то нужно уметь использовать оба вида отзеркаливания. И применять тот, что подходит больше к какой-то конкретной ситуации. Например, использовать любую возможность для совместной деятельности, где можно совершать идентичные движения открыто.

Если такой возможности нет, остаётся вариант подражания. Он же может стать начальными ступенями к созданию, развитию и укреплению отношений до тех пор, пока нужное вам лицо не приблизит вас к себе. Вот здесь-то нужно не растеряться и начать «помогать» или иным образом, но очень корректно вписываться в контекст интересующего вас человека.

Ниже рассмотрим примеры такого «ступенчатого» создания раппорта на примере рассказов участниц тренингов, длительное время занимающихся в группах изучения НЛП.

Рита (домохозяйка)

Я уже довольно давно живу со своим мужем. Родила троих детей, обвисла немного с живота и боков, да и следить за собой времени нет. Кроме этого, уже семь лет не работаю: из одного декрета в другой. Про таких, как я, говорят: «Яжемать». Да и то правда, кроме деток, ничем не интересуюсь. Исключение – муж. А вот он у меня красавчик, да и пост занимает приличный. Мне давно уже пророчат, что загуляет, но как бы не так… Я реагирую при малейшем признаке охлаждения чувств. Собственно, и на курсы эти пошла, чтобы удержать его.

Поделюсь опытом. Иногда он подолгу сидит за компом. Видно, что не до меня ему – озабочен чем-то. Я захожу в комнату, хмурю лицо как он, сжимаю губы. Подхожу к окну и пристально смотрю, а кончиками пальцев по подоконнику постукиваю. То есть я стараюсь по максимуму скопировать себя у окна наподобие его у компа, даже коленки иногда пригибаю – типа сижу. Через 1-2 минуты чувствую, как пошло тепло, значит, сконтактировала. Ещё немного выжидаю и перехватываю инициативу. Например, предлагаю выпить по чашечке кофе или вспоминаю, что испекла обалденный пирог к чаю.

Если он отказался, значит, сильно озабочен чем-то. Я продолжаю подстраиваться, затем повторяю предложение. После второго отказа вызываю на прямой разговор, но это бывает редко. Обычно мы сразу идём на кухню. А здесь уже стараюсь повторять каждое его движение до тех пор, пока он не начнёт делиться переживаниями. За много лет тепло наших отношений не угасло, значит, я поступаю правильно.

Юлия (руководитель отдела)

У меня в отделе в основном молодёжь, все чьи-то детки или племяшки. Естественно, амбиций хоть отбавляй. Мне 36, но я уже чувствую разницу. Вначале на меня смотрели свысока – как на второсортный товар. После своего назначения в отдел я взгрустнула, но ненадолго. Теперь мне всё равно. Главное в этом деле – дисциплина. Я держу её так, что все завидуют и превозносят мои деловые качества. Но помогают мне в этом не они, а маленькие хитрости.

Я ввела в отделе униформу, хотя непосредственно с клиентами мы не работаем. Вначале это показалось странным, но все привыкли. Только я могу ходить в чём хочу – это мои ответные шаги, которые я сделала, когда услышала, что за спиной надо мной подтрунивают. Девочкам запрещена бижутерия и крупные изделия из золота и серебра. Никаких распущенных волос – только короткая стрижка, хвост или пучок. Яркий макияж запрещён. Но и этого мало. Раз в день я устраиваю пятиминутки с зарядкой. Прихожу в отдел в одно и то же время – делаю элементарные упражнения, а они за мной повторяют. В этот момент я остро чувствую, как доминирую над ними. Конечно, не будь я экспертом в своей области, эти трюки оказались бы бесполезными

Но и без них мои компетенции навряд ли бы приняли во внимание

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Чем ДПО отличается от второго высшего образования?

Многие работники задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием? Отличия есть, и весьма существенные. При этом нет однозначного ответа, какое из двух видов образования лучше.

Период обучения

Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях – не более чем за 100 часов.

Стоимость

ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом возможно получение доп. образования дистанционно. Этим оно немного напоминает классическую «заочку».

Приближенность к практике

Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.

Интенсивность

Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты в своей области.

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии

Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Как становятся перфекционистами?

Врач-психиатр Научного центра персонализированной медицины Надежда Соловьева считает, что перфекционизм бывает врожденным и приобретенным. 

«У человека есть эндопсихика — то, что передается по наследству, то, что невозможно исправить, и экзопсихика — то, что человек приобретает в течение жизни и с чем можно работать. У перфекционистов и тех, кто ни за что особо не переживает, есть и та, и та составляющая. Если в генотипе заложена тревожность, если это эндопсихическая составляющая, то человек имеет больше шансов стать перфекционистом. А дальше окружение и воспитание формируют его. Если близкие люди ребенка тревожатся, он будет стараться подражать взрослым. Если окружение расслабленное, флегматичное, ребенок будет подстраиваться под него. Но в подростковом возрасте он уже сам начнет выбирать».

Психиатр Михаил Гордеев считает, что влияние родителей на формирование перфекцониста более сильно, чем наследственность. 

«Бывает, перфекционисты-родители воспитывают перфекционистов. А иногда родители чего-то сами не смогли добиться в жизни, но считают это очень важным и реализуют свое стремление через ребенка. Этого, по их мнению, должен достичь их ребенок, он должен быть лучшим, несмотря на то, что сам родитель сделать этого не смог».

Михаил Гордеев отмечает, что перфекционисты в детстве подвергались моральным наказаниям за неудачи, например, мама могла несколько дней не разговаривать с ребенком за плохое поведение, двойку или тройку, не выучил урок. 

«Перфекционизм — это состояние, которое воспитывается боязнью наказания, притом речь не только о физических наказаниях. Моральное отвержение может быть гораздо страшнее для ребенка, чем лишение сладостей, запрет на прогулку и мультики, даже физические наказания. И когда перфекционист вырастает, он боится отвержения уже не мамы, а друзей, коллег, возлюбленного, для него наказание — неуважение и неприятие окружающих». 

Перфекционисты боятся не только неуважения, они боятся быть опозоренными. И эти установки тоже закладываются близкими взрослыми. 

Как подстроиться к собеседнику через подражание?

Наверняка вы уже знакомы с этим методом, так как он очень популярен и сведения о нём даются в различных источниках. Но применить его решается далеко не каждый. При желании использовать его в беседе обычно возникают следующие мысли:

  • это будет выглядеть вульгарно и грубо;
  • собеседник сразу заметит ваши трюки;
  • вас разоблачат, осмеют и унизят.

Такой подход к вопросу совершенно адекватен. Просматривая популярные статьи, я нередко замечала, как автор метода учит читателя закидывать ногу на ногу через короткий промежуток времени после того, как это сделает его собеседник, сидящий напротив. Или подпереть рукой голову, почесать затылок вместе с ним. Нормально? Если учесть, что человек при этом испытывает крайнее нервное напряжение и даже стыд, такие предложения действительно ненормальны. Но если говорить о прожжённых и циничных индивидах, которым не свойственно смущение в принципе – им подходит и открытое отзеркаливание жертвы. Ведь если подражание будет раскрыто, смущение появится далеко не у подражающего.

Чтобы избавиться от смущения, нам потребуется чётко уяснить: мы не передразниваем собеседника, а включаемся в диалог на более тонком уровне. То есть начинаем говорить с ним на языке тела. Если он нам ответит на этом же языке, мы испытаем удивительное чувство. Оно возникает как проявление необычной симпатии к человеку.

Но наша задача – не увлекаться этим чувством. Испытав его, нужно дать себе команду: «Есть». После этого сосредоточиться на укреплении контакта.

Начинающие могут использовать аналогии. Например:

  1. Придать своему лицу приблизительное выражение: характерно поджать губы или прищурить глаза, посмотреть в ту сторону, куда смотрит собеседник.
  2. Если собеседник взял в руки ручку и начал писать, можно соединить три пальца щепотью. На втором шаге начать мерно постукивать по поверхности стола.
  3. Если он закинул ногу на ногу, вам достаточно выставить одну ногу чуть вперёд. На втором шаге – характерно перекрестить ступни.

Если проявить фантазию, можно придумать множество интереснейших способов дать понять собеседнику интерес к нему. Поверьте, он будет эмоционально удовлетворён, а вы получите ценный опыт.

На этом этапе не нужно применять специальных методик для прекращения контакта, он может рассогласоваться любым удобным и естественным образом.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • состав преподавателей;

  • насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

  • стоимость курсов;

  • отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Виды ДПО

Дополнительное профессиональное образование обычно получают люди, уже имеющие среднее или высшее образование и желающие совершенствоваться в выбранной профессии, чтобы идти в ногу со временем или приобрести умения в совершенно новой для себя области. К числу популярных направлений ДПО относятся:

  • менеджмент туризма и здравоохранения,

  • управление персоналом,

  • банковская и сервисная деятельность,

  • антикризисное образование.

Основные виды доп. образования:

  1. Профессиональная переподготовка (после ее окончания человеку выдают государственный диплом).

  2. Повышение квалификации (обычно рассчитано на короткий срок, итог – получение удостоверения или свидетельства).

  3. Курсы, мастер-классы, семинары, вебинары, тренинги (по результатам выдается сертификат).

Некоторые относят к видам допобразования стажировку, но по факту это лишь составляющая одного из первых двух видов ДПО.

Повышение квалификации требуется в том случае, когда надо актуализировать свои знания и навыки – например, научиться пользоваться новым оборудованием или приняться за работу после длительного перерыва. Кроме того, работники получают ДПО в преддверии расширения обязанностей или повышения разряда либо категории.

Профпереподготовка подразумевает приобретение дополнительных знаний и умений, которые нужны для новой должности. Этот вариант идеален для тех, кого не устраивает нынешняя работа и кто хочет попробовать себя в чем-то другом.

А курсы, тренинги, семинары помогают «подтянуть» знания в конкретной области.

Вне зависимости от вида доп. образование связано с получением дополнительной информации и адаптируется под потребности людей. Обучение происходит либо с отрывом от производства по графику образовательной организации, либо без отрыва (тогда материалы доступны студенту на сайте при введении логина и пароля).

Вопрос №21

В какой последовательности федеральным законом установлены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами?
Выберите один вариант ответа:

  • предотвращение образования отходов; снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; сокращение образования отходов; обезвреживание отходов; утилизация отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов; захоронение отходов

Правильный ответ: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов (обсуждение ответа)

Противоположности притягиваются?

Семьи, построенные людьми с разными темпераментами, характерами, считаются более крепкими. Классический пример такого союза — герои Веры Алентовой и Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит», Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Толстого «Война и мир». Но не в киношной или книжной, а в реальной паре, созданной перфекционистом и его антиподом, по мнению психиатра Михаила Гордеева, возникнут серьезные проблемы. 

«Маловероятно, чтобы они сошлись. И даже большая любовь быстро погаснет, потому что они разные в восприятии мира. Ведь в паре человек часто ставит критерии в отношении партнера. И перфекционист может ставить критерии в продуктивности, пунктуальности, красоте. У него может быть идеал красоты, и ему, скажем, понравится красивая женщина, но утром она все равно проснется с помятым лицом, а это уже нарушение идеала». 

Индукция и дедукция

Среди педагогических приемов и методов, без которых сложно представить образование, выделим индукцию и дедукцию.

Индукцией является выведение частного из общей теории, движение в науке от общих положений к конкретным явлениям и предметам.

Методы специальной психологии предполагают «выведение» какой-то идеи из иных мыслей. Аналогия, которая предполагает получение информации о явлениях и предметах на базе того, что они обладают сходством с другими объектами, применяется в преподавании учебных дисциплин, а также в воспитательной деятельности.

Среди методов теоретического уровня, которые применяют педагоги в своей работе, интерес представляют гипотетический, аксиоматический виды, а также системный анализ, обобщение.

Аксиоматический метод является вариантом исследования, состоящим в том, что постулаты принимают без доказательства, потом из них по конкретным логическим правилам выводят другие знания.

Гипотетический метод – это вариант исследования с применением научной гипотезы, предположения причины, которая характеризует это следствие либо объясняет существование предмета (явления). В качестве разновидности метода выступает гипотетико-дедуктивный способ исследования, суть которого заключается в формировании системы дедуктивно связанных друг с другом гипотез, из которых выводят утверждения об эмпирических закономерностях.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

4.

Очевидно, что для построения модели оригинала
необходимо:

  1. Знать оригинал;
  2. Уметь мысленно выделять и анализировать
    системы;
  3. Уметь работать с «материалом», на котором
    строится модель.

Соответственно, для игрового моделирования, на
первый взгляд, достаточно знать данную
человеческую систему, иметь навыки системного
мышления и быть компетентным в самой
игротехнике. Кстати, эти «атрибуты» не так уж
часто соединяются в одной голове мастера, или
даже в нескольких головах мастерской группы.

Ну вот, допустим, мы знаем структуру и
функционирование данного общества А значит ли
это, что мы знаем, точнее, понимаем это общество? И
тут возникает один интересный момент.

Дело в том, что у большинства из нас в памяти
крепко сидит (причем часто на неосознанном
уровне) известное положение о том, что
«общественное бытие определяет общественное
сознание», другими словами, что жизнь общества
полностью определяется материальной (читай 
системной) стороной. Это выливается в
убежденность, что стоит только смоделировать
структуру, расставить в ней людей  и перед нами
феодальное, к примеру, общество. Другими словами,
системно-моделирующий подход к социумам и играм
преобладает, даже когда мастера этого не
осознают. А подход определяет, к чему, собственно,
мы можем подойти, что увидеть, а что неизбежно
упустить. Подход можно сравнить со
светофильтром. За пределами «спектра»
системно-моделирующего подхода остается одна
«мелочь»: то, как человек того мира видит свой
мир (а чем дальше от нас, тем больше отличие от
нашего взгляда). И, соответственно, как он там
думает, чувствует и живет.

Кроме системно-моделирующего подхода к
обществу, можно выделить гуманитарно-культурный.
Системный подразумевает моделирование, по
меньшей мере мысленное; гуманитарный
предполагает сопереживание, вживание, понимание.
Если нужно воссоздать  в мыслях или в игре 
реальное историческое общество, основной
принцип можно сформулировать так:

Ни системное, ни гуманитарно-культурное
рассмотрение не является исчерпывающим и
достаточным. Культуру  то есть способ видения
мира, отношение к миру, тип мышления  нельзя
вывести из социальной системы; также верно и
обратное.

Таким образом, чтобы в игре смоделировать
«кусок» жизни (истории) людей, надо, как ни
странно, уметь выйти за рамки моделирующего
рассмотрения. Основная трудность в том, что
необходимо донести до каждого участника игры
образ культуры и понимание этого мира  именно
понимание, а не набор схем и формул. Гораздо
меньше проблем при моделировании современных
социальных систем  в современной культуре мы
все и так «варимся» с рождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector