Кто такой чайлдфри

Женщины и мужчины чайлдфри

Что такое есть в этом социальном движении, привлекающее представителей обоих полов?

Как показывают исследования, женщинами обычно движет желание реализоваться в профессиональном плане и посвятить больше времени саморазвитию. Действительно, имея на руках маленького ребёнка, трудно строить карьеру, а за время даже короткого декретного отпуска можно потерять работу своей мечты. Кроме того, воспитание чада, особенно в первые годы жизни, оставляет мало времени и возможностей для путешествий, учёбы и просто чтения книг.

Что касается мужчин, то они выбирают стиль жизни чайлдфри, зачастую руководствуясь противоположными причинами, нежели у женщин. Главным аргументом для мужского пола становится нежелание взваливать на себя финансовый груз, который неизбежно возникает при рождении и дальнейшем воспитании ребёнка. Мужчинам-чайлдфри хочется иметь больше независимости и меньше обязательств, а также возможностей иногда полениться или попутешествовать, не будучи связанными необходимостью кормить семью.

Другими доводами добровольно бездетные люди обоих полов называют: опасность родов для здоровья, ухудшение отношений в браке и нарушение интимной жизни родителей после рождения ребёнка.

В общем, идеальной парой для любого чайлдфри является партнёр с такими же точно убеждениями

В этом случае удастся построить более гармоничные отношения, лишённые сомнений или недоверия в таком важном вопросе, как деторождение

В «золотом веке, когда все рожали», люди были суровы

— Люди, которым неприятны дети, пугают роды, наверняка были во все времена. Как же они существовали до эпохи сексуальной революции?

— Окончательно бездетных женщин, которые к пятидесяти годам, то есть концу репродуктивного периода, не родили детей, еще недавно было не больше 4-6%. Причин бездетности было три: из-за здоровья, вследствие диспропорции полов (в послевоенный период), из-за осуждения обществом одинокого материнства.

Сейчас число бездетных в России, в более молодых поколениях, достигает 12-14%. Бездетные — не только люди, физически не способные родить, или те, у кого не сложилась супружеская жизнь, а быть матерями-одиночками они не хотят. Число бездетных пополнили именно чайлдфри, принципиально отказывающиеся от материнства.

А вот подсчитать, сколько чайлдфри было даже столетие назад, довольно трудно. Может быть, и раньше люди не хотели рожать, но какие у них были средства? Крайние. Можно было уйти в монастырь, например. Можно было остаться старой девой, но и это не каждая могла себе позволить. Во-первых, решение выходить замуж принимала не сама женщина. Во-вторых, большая часть страны была крестьянской, а значит, жить без мужчины было практически нельзя, физически невозможно.

Экономист Александр Чаянов считал, что для нормального функционирования крестьянской семьи нужны были всего два-четыре ребенка. Дети в дореволюционной России часто рождались, но и умирали не только из-за плохой медицины. Увы, их фактически убивали собственные матери или родители. По оценкам демографов, был велик процент детской смертности из-за недосмотра. Например, часто у дворян были любовницы-крестьянки, которые рожали от них детей. Байстрюки во многих случаях никому не были нужны, за ними не смотрели, их недостаточно кормили, и они гибли.

Все эти истории с «недосмотрела», «заспала» и так далее прекрасно описаны в классической литературе у Ивана Бунина, Глеба Успенского, Льва Толстого. Российский демограф Вишневский собирал подобные сюжеты. История детоубийства в России серьезно изучена исследователями. Говорить о золотом веке, в котором рожали столько, сколько Бог даст, всех растили и выводили в люди — большое преувеличение. Нужно понимать, не только времена были суровые, люди были суровы. 

«Бездетный брак не может быть счастливым»

Счастье не зависит ни от детей, ни от их отсутствия — строго говоря, общей формулы счастья не существует. А вот статистика оказалась к этому мифу беспощадна: согласно исследованию, проведенному в 2014 году социологами Открытого университета Великобритании среди 5000 человек, более счастливыми свои отношения назвали именно бездетные пары. По мнению респондентов, в браке без детей муж или жена могут полностью сосредоточиться на партнере

Однако когда ученые переключи свое внимание с пар на одиноких женщин, то выяснилось, что матери считают себя более счастливыми, чем женщины без детей

Чайлдфри в разных странах

В некоторых государствах сознательный отказ стать матерью и отцом продолжает набирать обороты в противовес общественному мнению.

Движение чайлдфри в США

Статистические данные впечатляют, потому что феминизм в Америке расцвел пышным цветом. Четверть жительниц США не горят желанием стать матерями и заняты благоустройством своей жизни. Брак чайлдфри считают необязательным событием в собственной биографии, а детей называют помехой для карьерного роста и утехой для неудачников.

Создание 40 организаций с подобными убеждениями — серьезная заявка и вызов американской общественности. Подавляющее большинство участниц таких сообществ — женщины с высшим образованием.

Отношения чайлдфри с оппозицией всегда остаются накаленными. Они считают, что их права ущемляют буквально во всем. Женщина, пожелавшая пройти стерилизацию в детородном возрасте, в единичных случаях получает согласие медиков. К тому же чайлдфри не согласны со своей обязанностью платить налоги на систему дошкольного и школьного образования.

Движение чайлдфри в России

Чайлдфри в России нельзя назвать явлением давним. На людей, заявляющих о нежелании заводить детей при отменном здоровье и достатке, всегда смотрели косо. Однако со временем социальные сети запестрели рекламой, как живут чайлдфри и как все у них в жизни замечательно.

Свободу слова никто не отменял, но дело зашло слишком далеко. Некоторые группы активистов после многочисленных жалоб в органы прокуратуры заблокировали. В них была организована травля семейных пар с детьми при наличии призывов расправы над ними.

Особенно доставалось мамам, которые не ограничились рождением одного ребенка. В выражениях патриоты общества чайлдфри не стеснялись, что вызвало волну негодования у общественности.

Чтобы оставаться объективным наблюдателем, следует отметить грубость и самих противников childfree. Ими были озвучены утопические мысли о необходимости насильно заставить размножаться тех, кто этого не хочет.

Статья по теме: Что делать, если муж не хочет детей

Причины, по которым становятся чайлдфри

У чайлдхейтеров причина одна – собственная психотравма детства. Какая именно травма – неизвестно, но, хоть они и думают, что выбор сознателен, на самом деле это результат подавленных, спрятанных в подсознании воспоминаний, обид. Насмешки одноклассников, упреки родителей, проблемные отношения с братом или сестрой – этот и подобный опыт, перенесенный в детском возрасте, во взрослости может проявить себя как ненависть к детям.

Что касается чайлдфри, то причин их выбора несколько:

  • Жажда свободы. Мне не раз доводилось слышать от людей с детьми, что это нелегкое бремя, большая ответственность, постоянное ущемление личного пространства и интересов, нехватка времени на партнера и самого себя. Ребенок зависит от родителей морально, материально, физически, психологически. Нехватка свободы – естественный элемент родительства, особенно в первые 4-6 лет, но кто-то находит преимущества, которые перевешивают этот недостаток, а кто-то становится чайлдфри.
  • Понимание и страх ответственности. Хорошо, когда люди понимают всю серьезность рождения ребенка и признают свои слабости, связанные с этим событием. Если осознание ответственности не входит в противоречие с желанием заботиться о ком-то, продлить свой род и т. д., то человек становится чайлдфри. Да, в данном случае это можно назвать психологической проблемой, избеганием ответственности. Но если оба партнера счастливы, ответственны в вопросах друг друга, работы, жилья, их устраивает жизнь без детей, не мучает чувство долга перед государством, родителями, то почему нет?
  • Финансовый вопрос. Дети требуют не только моральных вложений, но и финансовых, материальных. Кто-то понимает, что не потянет ребенка, но если вместе с тем они испытывают потребность родительства, то придумывают план улучшения ситуации. А другая пара понимает, что не потянут ребенка, но их это не беспокоит – они счастливы тому, что удовлетворяют свои потребности, среди которых нет желания родить ребенка. Такие пары становятся чайлдфри. Встречается и третий вариант: партнеры понимают, что средств на ребенка хватит, но материальное благополучие и жизнь в свое удовольствие представляет большую ценность, нежели деторождение.
  • Карьера. По закону в декретный отпуск может уйти как мать, так и отец, но с биологической, психологической, социальной, а чаще и финансовой точки зрения удобнее и правильнее женщине уходить в декрете. Но вместе с этим все больше женщин хотят всесторонне реализоваться: как мать, как личность, как работник. А у части женщин карьера получает больший приоритет, чем семья. То же актуально для мужчин: они не уходят в декрет, но отец обязан максимум возможного времени уделять ребенку. И находятся те, кто предпочитает расширять собственный бизнес, продвигаться по карьерной лестнице, а не менять памперсы. Если такая женщина и такой мужчина сходятся, то образуют пару, свободную от детей.
  • Свободная работа, творческая жизнь. Если в семье появляется ребенок, то должен быть и хотя бы один стабильный источник дохода. Но его редко встретишь у людей творческих профессий или работающих на фрилансе. Человек без детей свободен во всех смыслах этого слова, он несет ответственность только за себя. А потому может позволить, если ему от этого комфортнее, жить в нестабильных финансово, но благоприятных психологически условиях.
  • Особенности характера, темперамента. Дети требуют море терпения, сдержанности, доброты, рассудительности. Не все люди обладают этими качествами, некоторые индивиды отличаются взрывным характером и акцентуациями. Хорошо, если человек понимает возможные последствия сочетания его характера и родительства. А как на это реагировать дальше, каждый вправе самостоятельно выбрать: кто-то работает над собой, другие решают не вгонять себя в стрессовые условия материнства и отцовства.

Это самые популярные причины добровольной бездетности, на практике их гораздо больше. Не все причины носят открытый, осознаваемый характер. Думаю, среди чайлдфри, как и среди чайлдхейтеров, хватает тех, кем руководят подсознательные мотивы, например, страхи. Пугают сами роды, беременность, будущее с ребенком, социальные и финансовые изменения семьи, личные изменения женщины, декрет и прочее.

Некоторые женщины признаются в страхах, осознают их, но не видят смысла бороться, так как это не единственная предпосылка для их мировоззрения. А другие не понимают своих истинных мотивов, но думают, что сделали сознательный выбор.

Бывает и такое, что женщина страдает от глубокого экзистенциального, личностного кризиса, неудовлетворенности своей жизнью, потому решает не создавать новую жизнь. Зачем? Чтобы ребенок так же терялся в сумасшедшем круговороте будней?

Шаурма из курицы в лаваше

Преимущества позиции чайлдфри

Идея чайлдфри может диктоваться самоотверженностью человека и его стремлением посвятить себя высочайшим идеям, как то служение Богу или обществу, что занимает максимум времени и усилий. Это имело место во все времена. В таких обстоятельствах деторождение либо отнимает много времени, либо становление новой личности происходит вне родительского контроля. Полной противоположностью столь благородного и весьма оправданного, взвешенного и взрослого решения считается отказ от материнства с эгоистической и инфантильной точки зрения. В силу этих обстоятельств бездетные женщины, а реже мужчины, утверждают, что живут в свое удовольствие, способны сами добиться необходимого, а дети требуют слишком много сил, внимания, энергетических затрат, что впоследствии совсем не всегда окупается. Между этими двумя крайностями существует масса аргументов, приводимых childfree-сообществами. Некоторые из них существовали издавна, другие навеяны веком глобализации.

Основные из аргументов в пользу чайлдфри:

  • человек принадлежит исключительно себе, это можно использовать во благо, а можно просто «прожечь жизнь»;
    • жить ради общества — человек не готов к воспитанию наследника в силу своих жизненных приоритетов, сосредотачивающихся за пределами построения семьи, это осознанный отказ от этого социального института, например, монашество;
    • жить ради себя — человек не готов к воспитанию наследника по причине такого сформировавшегося сознания, в котором нет места такой ценности как дети; так или иначе, но сознательное материнство или отцовство откладывает отпечаток на мировоззрении и образе жизни, что не всегда вписывается в личную систему ценностей;
  • неприятие детей в силу собственного негативного опыта — бездетность в данном случае является следствием психологической травмы, нанесенной нерадивыми родителями или кем-то из близкого окружения человека; например, если человек чувствовал себя ненужным собственной матери, не исключено, что любых детей в последствии он будет воспринимать как обузу;
  • человек в силу жизненных обстоятельств не видит в себе сил и ресурсов для воспитания ребенка — такие люди могут позитивно относиться к чужим детям, а порой даже мечтают о своих, однако бедность, насыщенный рабочий график, отсутствие пары и прочие обстоятельства создают обстановку, в которой воспитание детей кажется или объективно является непосильной ношей;
  • неуверенность в завтрашнем дне и неготовность к высокой и постоянной ответственности — осознанное материнство служит высочайшей ответственностью, которую современные женщины не готовы на себя брать в силу шаткости института брака и нестабильности жизненных обстоятельств;
  • возможность оградить себя от беременности, справедливо считающейся весьма стрессовым и рисковым периодом в жизни женщины; в силу такого рода убеждений чайлдфри полагают, что роды опасны, а боли неоправданны, что вследствие портится фигура, а воспитание ребенка — непосильная психологическая нагрузка;
  • широкие возможности современного глобализированного общества — современный человек стремится максимально реализовать свои потребительские возможности, мы больше берем, чем отдаем, а воспитание ребенка предстает как раз возможностью самоотдачи и самопожертвования; сегодня как никогда реализуются идеи гедонизма, то есть человек спешит наслаждаться жизнью в полной мере, что несколько ограничивается с рождением наследников.

Какие принципы движения чайлдфри?

Данный термин появился в последние десятилетия, хотя люди, которые относятся к данной категории, существовали и века назад. Само понятие очень точно описывает цель, которую преследуют последователи этой социальной идеи.

Childfree означает свободу от детей. В русском языке просто не существует аналога, который бы позволил заменить термин. Так слово бездетный в данном случае не подходит, так как речь идет о тех, кто вообще не может иметь детей по физиологическим причинам, хотя и желают завести семью.

Childfree, в свою очередь, просто не хотят. Причину этому каждый находит для себя самостоятельно. Нужно лишь указать, что вариантов довольно много.

Популярность движения в современном мире

Жизнь очень коротка, чтобы тратить ее на родительские обязанности. Такого мнения придерживаются многие чайлдфри. Для них решение отказаться от рождения собственных наследников вызвана желанием получить полную свободу. Ведь появление родительских обязанностей приводит к тому, что отец и мать больше не могут распоряжаться своим временем так, как того желают.

Другим моментом является та высокая ответственность, которая появляется при рождении ребенка. Далеко не каждый желает уделять достаточно внимания себе любимому, так что уже говорить о детях. Некоторые же не уверены в собственных силах, включая финансовые обязательства.

https://youtube.com/watch?v=wZBlas9LOjw

Ведь ребенку нужны вещи, правильное питание, обучение и лечение, а в последующем серьезная помощь для становления взрослым. Если человек не желает сталкиваться с подобными обязательствами, то чайлдфри можно назвать правильным решением.

Деньги продолжают играть в жизни современного человека очень значительную роль. Обучение ребенка обходится дорого, а в некоторых случаях даже очень дорого. Достаточно послушать истории родителей, которые обзавелись детьми, будучи даже не уверенными в завтрашнем дне, чтобы хорошенько задуматься о необходимости заводить собственных детей.

Некоторые просто не имеют доходов, чтобы опекать еще одного человека (будем откровенными – очень требовательного человека), а другие просто не хотят даже допускать вероятность снижения того уровня доходов, который успел стать для них привычным.

Примерно 30 процентов мам вынуждены отказаться от работы только потому, что им нужно ухаживать за домом и следить за детьми. Это приводит к тому, что таланты пропадают зря, а девушка ощущает то, что она не реализовала собственные амбиции. Естественно, это отражает на отношениях в семье.

Зачем Childfree объединяются?

Подобный вопрос стал актуальным после того, как данное движение стало действительно международным и заметным явлением. Причиной объединения является то, что чайлдфри приходится отстаивать свои взгляды и образ жизни в неравной борьбе.

Если бы вопрос, который касается планирования семьи, оставался личным, то искать единомышленников не приходилось бы. Но сегодня мир устроен таким образом, что вопросы продолжения жизни не считаются личными. Практически все знакомые, которые узнают о решении человека отказаться от семьи, начинают доставать его вопросами о том, что повлияло на решение.

Девушку в 30 лет, которая не родила, часто считают фригидной, сочувствуют ей, не понимая, что решение, касающееся ее тела, принимается ей лично, а не обществом. Благодаря объединению чайлдфри люди могут продвигать свои идеи в массы, а также бороться с несправедливыми решениями, например, налогом бездетности.

Что такое чайлдфри?

Исследователи-антропологи сообщают, что во все времена и во всех обществах непременно находились 10% женщин, которые не выполняли функцию материнства. При всем при этом испокон веков нам прививают любовь к матери, материнство воспевают во всех культурах и искусствах, и это неудивительно — только так продолжается человеческий род, только это самая крепкая кровная связь между людьми, растущие поколения нарекают гордостью, надеждой и высочайшей ценностью. Однако каждая ли женщина обязана стать матерью? Притом, что к рождению ребенка всегда причастны двое, именно женщина традиционно берет на себя максимум ответственности за здоровое наследие и за достойное его воспитание. Девочкам с детства прививают уважение к домашнему очагу и ценности семейных уз, а в каждой семье, утверждают консерваторы, должен родиться малыш или несколько детей.

ХХI век рушит любые стереотипы. И если во всеуслышание о себе спешат заявить представители сексуальных меньшинств, то движение «childfree» немного скромнее. Зародилось оно в волнующие 70-е годы прошлого века, когда на карте мира образовывались новые страны, когда формировались субкультуры, а в противовес им контркультуры, когда рушились и преобразовывались принципы не только отдельных личностей, но и различных сообществ. Развитие движения «childfree» берет начало из американского общества, где защитниками прав человека было предложено именно такое обозначение в противовес уже тогда принятому «childless», что означало бездетных, с присущей этому слову некой обреченностью. Своей популярностью движение отчасти обязано распространению среди простых обывателей методов контрацепции.

На сегодняшний день следует различать особенности жизненной позиции и мировосприятия трех категорий людей, оказывающихся состоянием на данный момент бездетными:

  • childless (не имеющие детей) — применяется преимущественно по отношению к бездетным на данный момент людям, в том числе и к тем, кто таковым является в силу физиологических особенностей; childless можно назвать молодого человека, который не собирается заводить детей сейчас, который не может этого сделать в силу жизненных приоритетов, социального статуса или медицинских показаний; это, по сути, констатация «сухого факта» о том, что у человека нет детей;
  • childfree (свободные от детей) — применяется по отношению к людям (которые, к слову, могут являться родителями), исповедующим жизненные принципы о том, что дети обременяют и без них спокойно можно обойтись; обычно это лояльные к противоположным жизненным принципам люди, не навязывающие другим свою точку зрения, однако состоянием на данный момент или навсегда не считающие необходимым воспитывать своего наследника; это, по сути, констатация жизненной позиции о том, что человек по жизни должен в полной мере реализовать себя, а не тратить энергию на наследников;
  • childhate (ненавидящие детей) — применяется по отношению к людям, совершенно не приемлющим материнство и отцовство; обычно это агрессивно настроенные по отношению к детям личности, не упускающие возможность сообщить посторонним о своей точке зрения; данная картина мира рассматривается как особенность несостоявшейся личности, больше присуща в подростковом возрасте и с течением лет может полностью преобразоваться; позиция может рассматриваться как переходная, когда незрелая личность подвергает любые традиционные устои сомнениям, если же она проявляется в зрелом возрасте, то расценивается как патология.

Особенность движения чайлдфри в сравнении с его однокоренными словами заключается в том, что это сформировавшаяся и абсолютно обоснованная ее последователем позиция. Приверженцы движения «childfree» в большинстве своем — это люди, в силу своего житейского опыта утвердившиеся во мнении, что дети не являются наивысшей жизненной ценностью, что класть на алтарь их воспитания жизнь точно не стоит, их можно либо не рожать, либо, родив, опекать по минимуму. Такие жизненные убеждения могут быть временными, а могут повлечь за собой абсолютно осознанную бездетность.

Обычно чайлдфри терпимо относятся к детям, но не принимают их присутствия в своей жизни. Вопреки тому, что им можно привести массу преимуществ материнства, каждый из них будет опровергнут, а в противовес ему приведены аргументы в пользу бездетности.

Жизненная позиция «childfree» — это философский вопрос, требующий и взвешенности суждений, и понимания альтернативной точки зрения. Всегда можно найти как преимущества, так и недостатки данного выбора.

Феномен чайлдфри

Как люди принимают решение не рожать детей, что получает от государства и общества женщина, которая стала матерью, был ли когда-нибудь «золотой век, в котором все рожали», какие бывают чайлдфри и можно ли как-то повлиять на это решение, рассказывает доцент Института демографии, социолог, преподаватель ВШЭ Ольга Исупова.

Давно ли феномен чайлдфри попал в поле зрения социологов?

Ольга Исупова

— Впервые о нем заговорили в начале 70-х годов. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовала книгу «Childless by choice» («Бездетные по выбору»), проведя исследование большого числа молодых супружеских пар. Феномен чайлдфри, по ее мнению, стал следствием самых разных молодежных движений шестидесятых, в том числе интеллектуальных. Их объединяла идея выбора, включая выбор в вещах, которые никогда ранее человек просто не определял: например, иметь или не иметь детей.

— В Канаде случился демографический кризис, поэтому именно там социологи заинтересовались чайлдфри?

— Вовсе нет. Чайлдфри с шестидесятых годов было большой и мощной волной в Европе и Америке, так же, как «новое родительство», которое подразумевало осознанность этого выбора, или феминистское движение, рассматривающее материнство в качестве формы эксплуатации женщины.

Радикалистка Суламифь Файерстоун была страшно популярна в те годы. Она призывала женщин воздерживаться от деторождения и совершить революцию, но не в средствах производства, а в средствах воспроизводства.

Файерстоун была убеждена: деторождение — форма порабощения женщины, в результате чего вся ее жизнь подчинена ребенку, а она сама лишена возможности заниматься чем-то еще. Тогда же стало популярно отношение к беременности и родам как во всех смыслах слишком тяжкой ноше, которая также лишает женщину выбора. Ребенка придется растить, женщина неизбежно будет ущемлять себя в удовольствиях, заработке, карьере. В таком контексте идеи чайлдфри и расцветали.

Думаю, социологи обратили внимание на чайлдфри из-за большой популярности этой философии у широкого круга людей, которые были увлечены и вовлечены в движение. В 80-е годы, правда, многие из этих людей вернулись к мысли, что материнство все-таки может быть выбором женщины

Но организовывать его необходимо иначе. Никто не должен заставлять становиться матерью, говорить о долге, обязанности, судьбе и предназначении от природы.

Последние требования возникали не на пустом месте?

— Социально материнство было устроено так, что требовало от женщины слишком многого. В некоторых культурах предполагало тотальный отказ от всего остального и полное вложение в материнство. Логика сторонников чайлдфри исходила из того, что, раз можно отказаться от благ и радостей мира, ради материнства или чего-то еще, значит, и от материнства женщина имеет право отказаться.

Виверс была человеком, который решил социологически исследовать конкретный случай и всесторонне изучить позицию тех, кто сознательно отказывается от родительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector